logo

Уважаемые коллеги!   

На протяжении многих лет международный терроризм представляет собой одну из самых серьезных глобальных угроз миру и безопасности. Борьба с этим злом – один из приоритетов наших стран, которые не понаслышке знают, что такое террористическая угроза.

Чтобы эффективно бороться с терроризмом, мы с вами должны сделать выводы из уже накопленного опыта.

Во-первых, попытки вести эту борьбу в одиночку не приводят к успеху. Об этом сегодня уже говорили. Противодействовать терроризму можно только создав широкую международную коалицию. Ее фундаментом должны являться положения Устава ООН, принципы и нормы международного права без политизации и «двойных стандартов». С этой инициативой Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин выступил еще в 2015 году на Генеральной Ассамблее ООН.

Предложенный Россией подход уже доказал свою эффективность в Сирии, где совсем недавно завершилась  антитеррористическая операция вооруженных сил Российской Федерации. Совместная работа Президентов России, Ирана и Турции в рамках антитеррористической операции и урегулирования сирийского конфликта имела ключевое значение. Хотел бы выразить слова благодарности нашим китайским коллегам за оценку в урегулировании сирийского конфликта.

Опираясь на этот уникальный опыт, мы могли бы вывести межрегиональное сотрудничество в области борьбы с терроризмом  на новый уровень.

Второй, не менее важный вывод: необходимо неукоснительно соблюдать основополагающие нормы международного права.

Вмешательство во внутренние дела суверенных государств недопустимо. Такой подход, не учитывающий интересы безопасности стран, подрывающий их государственные институты, ведет к росту террористической угрозы.

Примером односторонних действий, не согласованных с законными правительствами стран и Советом Безопасности ООН, являются военные операции США и их партнеров по коалиции в Ливии и Сирии, в Ираке. В результате мы видим хроническую нестабильность в Северной Африке и на Ближнем Востоке. А позиции террористов за годы подобной «войны с террором» не только не ослабли, но многократно усилились. Все это приводит к катастрофическим последствиям для региональной безопасности.         

 

Уважаемые коллеги!

Международное сотрудничество на антитеррористическом направлении – это и межпарламентская работа, в том числе над сближением национальных законодательств в области противодействия терроризму.

Для эффективной борьбы с этой глобальной угрозой нам всем важно иметь единый понятийный аппарат, единый список террористов, не допускать двойного толкования действий террористов.

Мы должны лишить терроризм его питательной почвы, нанести удар по его идеологической и финансовой основам. Здесь было бы правильно сосредоточить наше парламентское взаимодействие на следующих направлениях.

Первое. Необходимо пресекать распространение террористической и экстремистской идеологии, противодействовать радикализации на этой основе политических и общественных настроений.

Преступники зачастую используют различия в наших национальных законодательствах и правоприменительной практике.  Пытаются уйти от ответственности за пособничество, публичные призывы, подстрекательство к терроризму или же публичное его оправдание. 

В этой связи нам необходимы единые законодательные подходы к ответственности за эти преступления.

Важнейшая задача парламентариев – введение  и синхронное развитие соответствующих национальных законодательных норм.

Нанести террористам поражение на идеологическом фронте невозможно без создания в обществе атмосферы неприятия идей экстремизма. Именно поэтому так важно привлекать к этой работе институты гражданского общества, религиозных лидеров, экспертное сообщество.

Отмечу, что в нашей стране уже созданы и работают законодательные нормы, которые позволяют осуществлять досудебную блокировку интернет-ресурсов, пропагандирующих терроризм.

Следующим шагом в этом направлении могло бы стать принятие в рамках ООН концепции  «добровольных контр-террористических ограничений СМИ и официальных лиц».

Она предполагает  сдержанность СМИ в вопросе информационного нагнетания, способного спровоцировать экстремистские настроения в обществе.

Второе. Необходимо принять скоординированные меры по предотвращению финансирования терроризма и отмывания средств, полученных преступным путем.

Важно создавать новые, еще более эффективные правовые инструменты для пресечения террористической деятельности.

Эти вопросы неотделимы от борьбы с транснациональной преступностью и наркотрафиком, которые формируют финансовую базу террористов. Мы подробно обсудили это направление нашего взаимодействия на антинаркотической конференции   4 декабря в Москве.

Важно максимально сблизить наши законодательства и процедуры, упростив, тем самым, работу правоохранительным органам, которые борются с организованной преступностью.

Торговля похищенными культурными ценностями, наркотиками и людьми – основные источники финансирования террористических группировок.

Третье. Необходимо исключить двойные стандарты и привлечь к ответственности спонсоров терроризма, которые оказывают как материальную, так и идеологическую поддержку террористическим группировкам. Важно понимать, что у терроризма нет и не может быть никаких оправданий.

Использование терроризма в качестве инструмента геополитики недопустимо и крайне опасно.

Четвертое. Серьезной парламентской оценки и реагирования требует практика свержения в странах законной власти, как с использованием военной силы извне, так и с провоцированием «цветных революций».

Такие действия приводят к расширению зон, неконтролируемых государствами, разрушению государственных институтов. А территории этих стран становятся базой для распространения терроризма, межнациональных и межрелигиозных  конфликтов.

В этой связи на межпарламентском уровне было бы правильно обсудить вопрос о противодействии так называемым «цветным революциям». Они часто начинаются с вмешательства во внутренние дела государств.

Пятое. Серьезной проблемой является массовое привлечение в зоны конфликтов иностранных боевиков со всех концов мира.

Этот вопрос становится особенно актуальным для наших стран сейчас, когда после разгрома в Сирии основных сил так называемого «Исламского государства»  —  ДАЕШ террористы массово перемещаются в соседние страны.

Получив серьезный боевой опыт, они сегодня проникают в страны Центральной и Юго-Восточной Азии, Африки, Европы, Америки. В результате террористическая угроза распространяется по всему миру.

Парламенты наших стран должны содействовать созданию общих механизмов предотвращения трансграничных передвижений боевиков и поставок вооружений для них.

Отдельно стоит упомянуть развитие новых технологий, которые незамедлительно берут на свое вооружение террористы и их пособники для вербовки новых сторонников и финансовых операций.

 Преступники особенно активны в сферах, где еще не разработаны эффективные меры государственного контроля – от сетевых площадок с повышенной анонимностью до автономных баз данных.

Уважаемые коллеги!

Нам необходимо активизировать работу над модельным законодательством, способным обеспечить действенную защиту наших граждан от террористической угрозы.          

Для того чтобы достичь конкретного результата, важно вести эту работу в многостороннем формате.

Значительный антитеррористический потенциал заложен в Шанхайской организации сотрудничества. 

Как вы знаете, в этом году была подписана новая конвенция ШОС по противодействию экстремизму. В документе впервые в международной практике сформулировано всеобъемлющее определение экстремизма, включающая помимо насильственными проявлениями, его идеологическую и пропагандистскую составляющие.

Еще одной перспективной платформой для решения вопросов региональной безопасности является Совещание спикеров парламентов стран Евразии. Важно укреплять и расширять этот полезный межпарламентский формат, вовлекать в него новых участников.  

Уважаемые коллеги!

В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что единственным ответом на бесчеловечные атаки террористов может быть только наша сплоченность в борьбе с этой глобальной угрозой. Важнейшим условием успеха является взаимное доверие между участниками международной борьбы с терроризмом, возможность перенимать опыт друг у друга и, главное, конкретные совместные действия.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации открыта к диалогу со всеми заинтересованными сторонами. Мы готовы принимать активное участие в реализации инициатив, направленных на укрепление международного сотрудничества в борьбе с терроризмом.