logo

На заседании Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, состоявшемся под председательством Ярослава Нилова, депутаты, члены Совета Федерации, представители сторон социального партнерства обсудили внесенный Правительством законопроект «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае». Комитет является соисполнителем законопроекта.

Заместитель министра по делам Северного Кавказа Олег Хацаев сообщил, что документ направлен на формирование прямого источника доходов субъектов Федерации для последующего финансирования курортной инфраструктуры с целью дальнейшего развития курортов. Планируется, что эксперимент по взиманию курортного сбора будет проводиться с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года. По итогам будет принято решение о целесообразности введения такого сбора на всей территории России.

О.Хацаев также пояснил, что средства, полученные от курортного сбора, будут аккумулироваться в региональных фондах и могут направляться исключительно на финансовое обеспечение работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту курортных объектов.

«В Крыму на семь километров пляжа нет ни одного санузла. Если не начать сегодня, через год-два мы столкнемся с еще большими проблемами.», — аргументировал О.Хацаев необходимость введения курортного сбора. 

Председатель Комитета Ярослав Нилов высказал ряд критических замечаний к проекту.

«Из правового регулирования выпадают отдыхающие в частном секторе. Значит, основная нагрузка ляжет на отели, профилактории и санатории. Это приведет к удорожанию санаторно-курортных услуг, что снизит позиции наших курортов по сравнению с зарубежными», — сказал он, заметив, что сравнивать центры мирового туризма со станицами Краснодарского края как минимум некорректно.

Я.Нилов акцентировал внимание коллег на том, что в Европе, на опыт которой ориентируется Правительство, сборы в размере от половины до трех евро существуют прежде всего для регулирования туристического потока исходя из привлекательности и загруженности курортных мест.

По словам Я.Нилова, доходы от сбора могут не покрыть убытков, которые понесут российские курорты из-за оттока туристов.

Сомнения вызывает и статус фонда, куда будут зачисляться средства.

«Фонд будет подчинен субъекту Федерации, а муниципалитеты окажутся за бортом, — опасается Я.Нилов. — Можем столкнуться с ситуацией, когда фонд накачивается, а муниципалитет ничего не получает, потому что губернатор распределяет средства на курортные объекты по своему усмотрению».

Председатель Комитета  также сообщил, что две стороны социального партнерства — профсоюзы и работодатели — законопроект не поддержали.

Представитель РСПП Сергей Шпилько уверен: момент для введения курортного сбора выбран неподходящий. Количество туристов, отдавших предпочтение зарубежным курортам, в первом квартале 2017 года выросло на 24%. Идет перераспределение внутреннего турпотока на внешний рынок. Возрастает и без того высокая фискальная нагрузка на субъекты хозяйственной деятельности. Это связано с переходом на уплату налога на землю и имущество по кадастровой стоимости.

«Вводить сбор можно только тогда, когда курорт пользуется устойчивым спросом. Сбор должен взиматься за уже имеющуюся инфраструктуру, а не за то, что еще только предстоит построить», — сказал С.Шпилько, предложив повременить с курортным сбором до полного введения классификации отелей. Такой законопроект находится на рассмотрении в Госдуме. В соответствии с ним классификацию планируется завершить к 2021 году.

Кроме того, по словам С.Шпилько, сбор должен быть приемлемым для отдыхающих. Пусть это будут 50-100 рублей, но не в сутки, а единовременно. И конечно, нужен действенный механизм контроля за расходованием средств.

В том, что введение курортного сбора несвоевременно, уверен и гендиректор ЗАО «Санаторно-курортное объединение ФНПР «Профкурорт» Александр Иванов, по словам которого, сбор мало скажется на дорогих объектах, но заметно ударит по низкооплачиваемым слоям населения. «В санатории системы профсоюзов приезжают, как правило, люди в возрасте за 50 лет и с достатком ниже среднего. Они выбирают дешевое размещение и медицинские услуги», — аргументировал он.

Введение курортного сбора на данном этапе — мероприятие рискованное, полагает первый заместитель председателя Комитета Михаил Тарасенко. «Плата за землю за последние три года после введения кадастра увеличилась в 10 раз, цена путевки- на 15%, но в плане инфраструктуры курортов мало что изменилось. Ориентироваться на пример Куршавеля и Рима неправильно. И подход методологически не верен. Курортный сбор должен платить не человек, а юридическое лицо с оборота», — заметил он.

Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский считает возможным эксперимент поддержать, но дать регионам право самостоятельно определять время и объемы сборов. А если некоторые откажутся вводить на своей территории такой сбор, это не должно приводить ни к каким финансовым ущемлениям в межбюджетных отношениях.

По итогам обсуждения Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов пришел к выводу, что законопроект о введении курортного сбора нуждается в серьезной доработке с учетом дополнительного анализа возможных негативных социальных и экономических последствий.

Замечания к законопроекту ранее высказали также Комитет по физической культуре, спорту и делам молодежи, Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления и Комитет по бюджету и налогам, ответственный за подготовку законопроекта.