logo

15 декабря Комитет по охране здоровья провел парламентские слушания на тему: «Законодательное регулирование организации оказания медицинской помощи детям в школах и дошкольных учреждениях».

В дискуссии приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, ученые, представители медицинского и педагогического сообщества.

Открывая слушания, заместитель Председателя Госдумы Ольга Епифанова отметила, что, несмотря на принимаемые системные меры, проблема укомплектованности медицинских учреждений квалифицированными кадрами остается. «В этих условиях школа получает специалистов по остаточному принципу. Между тем, это важнейшая составляющая первичного медицинского звена, — сказала она. Более того, развитие инклюзивного образования ставит в повестку дня вопросы медицинского обслуживания особенных детей в условиях обычной школы.

Директор департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Министерства здравоохранения Елена Байбарина сообщила, что в ее ведомство поступает много предложений, подчас кардинально противоположных. Есть мнение, что в учебных заведениях врач не нужен. Сторонники такого подхода приводят в пример экономически благополучные страны, где в школах нет ни врачей, ни медсестер. Другие считают, что врач должен находиться в школе круглосуточно. По словам Е.Байбариной, в вузах уже началась подготовка бакалавров по направлению «школьная медицина». Это позволит улучшить ситуацию с кадрами. Но вместе с тем, полагает представитель Минздрава, следует обучать и педагогов, и учащихся правилам оказания первой помощи.

В ходе дискуссии отмечалось, что несоблюдение гигиенических требований к режиму учебно-воспитательного процесса, который становится все более интенсивным, приводит к росту нервно-психических расстройств. Повсеместное применение технических средств обучения, уровни освещенности, не соответствующие санитарно-гигиеническим нормативам, высокая учебная нагрузка способствуют снижению остроты зрения школьников, а нарушения осанки, сколиозы во многом связаны с неправильной посадкой ребенка из-за несоответствия мебели его росту и возрасту.

«Мы должны обеспечить детям здоровье в школах и садиках, потому что они там живут, — подчеркнул председатель Комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов, заметив, что многие директора школ сохранили медицинские кабинеты, веря, что ситуация выправится и медработники придут в школу. Разделение полномочий между педиатром и школьным врачом должно быть в пользу последнего, уверен Д.Морозов. А потому понимание школьного врача как «бабушки, которая досиживает до пенсии», уходит в прошлое. «Нужен компетентный специалист, который будет следить за соблюдением школьного режима, осанкой, освещением», — сказал Д.Морозов.

По мнению депутата Алены Аршиновой, следует восстановить должность медсестры в штате дошкольных организаций и школ, прикрепить постоянного медработника к образовательной организации.

Депутат Николай Герасименко предложил ввести уроки формирования здорового образа жизни и принять закон о первой и расширенной помощи, определив категории, которым будет разрешено оказывать такую помощь, и требования к наличию школьных аптечек.

Если наделить педагога полномочием оказывать первую помощь, встанет вопрос об ответственности за качество оказания такой помощи, заметила заместитель директора департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки Ирина Петрунина.

Необходимо поднять школьную медицину на качественно новый уровень, считает заместитель председателя Комитета по охране здоровья Николай Говорин. «Это правильный шаг в сторону развития и усиления превентивного направления в здравоохранении, — сказал он. — Состояние психического здоровья детей и подростков вызывает очень серьезные опасения. Это пограничные нервно-психические расстройства. Отсутствие должного внимания к проблеме приводит к росту детской инвалидности, в структуре которой определяющее место занимают дети с психическими нарушениями».

Заместитель председателя Комиссии по социальной политике и трудовым отношениям Московской городской Думы Татьяна Батышева предложила ввести электронную систему обмена документами между медицинским и образовательным учреждениями и ввести понятие педагогической тайны.

Президент Российского общества историков медицины Константин Пашков, напомнив, что первая кафедра школьной гигиены была образована в московском первом мединституте еще в 1926 году, призвал организаторов современной школьной медицины обратиться к работам академика Н.А.Семашко.

«Школьный врач — это гигиенист и педиатр в широком смысле слова, — заметил К.Пашков. — Он должен вмешиваться в распорядок школьного дня с точки зрения гигиенических требований, следить, как чередуются трудные и легкие уроки, участвовать в составлении образовательных программ, предупреждая их перегрузку».

По итогам обсуждения решено создать рабочую группу, которая подготовит конкретные предложения для восстановления и развития школьной медицины.