logo

12 декабря прошел семинар с участием руководителей правовых служб законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации на тему: «Актуальные вопросы экспертно-правового обеспечения законодательного процесса: федеральный и региональный аспекты».

В мероприятии приняли участие порядка 80 представителей из более чем 50 регионов России.

Семинар был посвящен вопросам экспертно-правового обеспечения законодательного процесса, его федеральным и региональным аспектам.Перед участниками выступили депутаты Государственной Думы, представители Прокуратуры, Верховного и Конституционного Судов Российской Федерации. Кроме того, в совещании приняли участие многочисленные представители научного сообщества – ведущие ученые-правоведы.

Семинар проводится ежегодно совместно Правовым управлением Аппарата Госдумы, Аналитическим управлением Аппарата Совета Федерации и Аналитическим центром при Правительстве России. Сегодняшнее мероприятие было посвящено вопросам экспертно-правового обеспечения законодательного процесса.

Открывая семинар, заместитель Председателя Государственной Думы Ирина Яровая поздравила участников заседания с Днем Конституции. «Наша задача – обеспечить законотворчество, строго следуя букве Конституции России», — сказала она.

И.Яровая подчеркнула, что «каждый закон должен быть понятен человеку. Законы пишутся для граждан, а не только для юристов».

Она выразила надежду на продолжение конструктивной работы с региональными парламентами, в том числе на такой площадке, как Совет законодателей. И.Яровая привела данные, согласно которым, в Государственную Думу прошлого созыва было внесено 1176 законопроектов от субъектов Российской Федерации, большинство из них были отклонены. «Регионы не исполняют собственные полномочия и недостаточно прорабатывают свою инициативу», — подчеркнула заместитель Председателя Государственной Думы.

Также Ирина Яровая определила контроль над эффективным расходованием бюджета как одну из основных задач парламентариев всех уровней. По ее словам, в этом направлении важно найти новые формы парламентского наблюдения за исполнением финансового документа.

«Важно провести мониторинг по готовности к применению федеральных законов, которые вступят в силу с первого января грядущего года. Общее правило – готовность к реализации законов после переходного периода», — заявила И.Яровая.

С анализом практики применения законодательства субъектов Российской Федерации выступил Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр Буксман. Он сообщил, что количество проектов, поступающих на экспертизу в генпрокуратуру увеличилось на 13%. Каждый восьмой законопроект не прошел проверки по ряду факторов, в том числе по коррупциогенным.

В большинстве регионов у Прокуратуры есть право законодательной инициативы. А.Буксман отметил, что «в 2016 году было разработано и внесено 400 законопроектов, большая часть из которых была принята».

Вопросы наиболее типичных нарушений законодательства при подготовке и принятии нормативноправовых актов субъектов Российской Федерации затронул в своем выступлении заместитель Председателя Верховного Суда Виктор Момотов.

«Одна из основных ошибок при работе над законодательными инициативами – это нарушение требования актов высшей юридической силы», — подчеркнул он.

«Непротиворечивость и ясность формулировок законов обеспечит доверие граждан», — уверен начальник Управления конституционных основ публичного права Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации Евгений Тарибо.

Он выступил за более тесное сотрудничество региональных и федеральных органов власти с тем, чтобы регионы успевали за изменением законодательства и права граждан были реализованы в срок.

Говоря о значении правовых позиций Конституционного Суда, он подчеркнул, что их ясность и своевременность стала стимулом для совершенствования законодательства.

О реализации антикоррупционного законодательства в отношении лиц, замещающих государственные должности рассказал заместитель Министра труда и социальной защиты Алексей Черкасов. Он уверил аудиторию, что антикоррупционые стандарты сформированы, как и законодательная база противодействия коррупции. «Если федеральные законы и корректируются, то точечно», — сказал он, добавив, что речь идет о расширении круга должностей, на которые распространяются противокорруппционые нормы. Заместитель Министра отметил, что система декларирования расходов и доходов «имеет мощный профилактический эффект». «Если и есть нарушения, то они обусловлены правовой небрежностью», — уверен А.Черкасов.

«Собираемость взносов за капитальный ремонт домов в России составляет более 80%», — отметил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Андрей Чибис. По данным Министерства, с начала действия программы уже отремонтировано 50 тысяч домов. «В этом году мы отремонтируем 40 тысяч домов», — заявил А. Чибис в своем выступлении.

В ходе семинара также прошли несколько тематических секций, которые были посвящены новым юридическим технологиям в экспертном обеспечении законодательного процесса.

Участники мероприятия обсудили аспекты экспертного взаимодействия законодательных органов государственной власти, были затронуты вопросы совершенствования законодательства об административных правонарушениях.

По итогам заседания участники сошлись во мнении, что совместная работа профильных комитетов и комитетов соисполнителей региональных парламентов, дополнительное обсуждение на Совете законодателей, внимательное отношение правовых служб законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов к вносимым законопроектам серьезно повысят уровень законотворчества.