logo

На рассмотрение Государственной Думы поступил законопроект №1170222-6 "О внесении изменений в статьи 5 и 15 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", внесенный Правительством Российской Федерации по инициативе Минобороны России.

В соответствии с действующим законодательством военнослужащим по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более предоставляются жилые помещения в собственность и по договору социального найма или денежные средства для их приобретения. При этом в случае увольнения военнослужащего с военной службы по "положительным" основаниям и поступления в дальнейшем вновь на военную службу по контракту в общую продолжительность военной службы засчитываются все периоды ее прохождения.

Федеральным законом № 117 "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (Федеральный закон № 117) предусмотрено восстановление накоплений для жилищного обеспечения военнослужащим, уволенным с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, по состоянию здоровья или по семейным обстоятельствам и в дальнейшем заключившим новые контракты о прохождении военной службы.

В то же время участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (НИС), уволенным с военной службы по основаниям, не предусмотренным Федеральным законом № 117, накопления для жилищного обеспечения, начисленные за период военной службы до увольнения, при заключении нового контракта не восстанавливаются. Участие в НИС этих военнослужащих законодательством предусмотрено в обязательном порядке.

Другим Федеральным законом № 53 "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрены иные основания увольнения с военной службы, которые можно считать "положительными": в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления; в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении военнослужащих условий контракта; в связи с наделением военнослужащих полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации либо назначением их временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или избранием их членом Совета Федерации; в связи с избранием военнослужащих депутатом Госдумы, заксобрания субъекта Федерации или муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе; по заключению аттестационной комиссии досрочно по собственному желанию при наличии у военнослужащих уважительных причин.

Для исключения ущемления прав военнослужащих, касающихся восстановления военнослужащим, уволенным с военной службы по вышеуказанным основаниям, накоплений для жилищного обеспечения при заключении ими новых контрактов о прохождении военной службы, законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 5 Федерального закона № 117.

Кроме того, законопроектом вносятся уточнения по начислению процентов при возврате средств целевого жилищного займа. Военнослужащим, указанным в статье 5 Федерального закона № 117, накопления восстанавливаются в полном объеме. Задолженность по целевому жилищному займу, подлежащая погашению военнослужащими за счет собственных средств, не возникает. В связи с этим начислять им проценты по графику погашения целевого жилищного займа некорректно, считают в Минобороны России.

При этом суммы процентов, полученные от участников НИС в погашение задолженности по целевому жилищному займу, в соответствии с Федеральным законом в доход федерального бюджета не направляются, а указанные суммы распределяются по именным накопительным счетам всех других участников НИС пропорционально остатку накоплений на их именных счетах. В связи с этим законопроектом уточняется редакция статьи 15 Федерального закона №117. Устанавливается положение, исходя из которого военнослужащие, уволенные с военной службы по основаниям, предусмотренным Федеральным законом № 53 "О воинской обязанности и военной службе", возвращают средства целевого жилищного займа без начисления процентов.

Такой подход, как указывается в пояснительной записке, «позволяет справедливо снизить долговую нагрузку на указанных военнослужащих и будет способствовать возврату средств целевого жилищного займа в федеральный бюджет теми из них, которые не заключат в дальнейшем новые контракты о прохождении военной службы».

Проектом федерального закона предусматривается предоставить право на восстановление накоплений для жилищного обеспечения и инвестиционного дохода также военнослужащим, уволенным с военной службы по другим уважительным причинам.

Численность военнослужащих, которые получат это право, по данным Минобороны, «крайне незначительна». Так, в период 2013-2014 годов в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих включены 947 военнослужащих, которые ранее проходили военную службу, были уволены по организационно-штатным мероприятиям, состоянию здоровья, семейным обстоятельствам и вновь заключили контракты о прохождении военной службы. Указанным военнослужащим восстановлены накопления для жилищного обеспечения на общую сумму 319,2 млн рублей.

Согласно сведениям федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, определены прогнозируемые суммы возврата средств в федеральный бюджет: в 2016 году — 3,0 млрд рублей, в 2020 году — 7,3 млрд рублей.

Прогнозируемая численность военнослужащих, на которых будут распространяться положения законопроекта, составит не более 250 человек в год (сумма восстановления взносов от 176,3 млн рублей в 2016 году до 219,0 млн рублей в 2020 году), так как увольнение с военной службы по другим уважительным причинам встречается значительно реже, чем в случаях увольнения по организационно-штатным мероприятиям, состоянию здоровья и семейным обстоятельствам. Таким образом, реализация Федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 15 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" дополнительных расходов из средств федерального бюджета не потребует.

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 15 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" потребует принятия в течение десяти месяцев соответствующих постановлений Правительства и в течение шести месяцев после этого — издания приказов Министра обороны.

13 сентября законопроект направлен в Комитет Государственной Думы по обороне для предварительного рассмотрения.