logo

7 декабря в Национальном центре управления в кризисных ситуациях МЧС России прошло расширенное совещание комитетов Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции и по энергетике совместно с МЧС России. Руководство МЧС России, представители профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, министерств и ведомств, а также Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, субъектов  Федерации и организаций ЖКХ обсудили  проблемы обеспечения безопасности при использовании внутридомового газового оборудования (ВДГО) в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Актуальность темы очевидна. Взрывы бытового газа в домах происходят с печальной регулярностью. Только в 2016 году в этих ЧП погибло 26 человек, в текущем году 13 эпизодов уже унесли 24 жизни. Еще больше людей ежегодно гибнет от отравления угарным газом.

Открывая совещание, министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимир Пучков
сообщил, что на фоне вновь участившихся взрывов газа министерство, в соответствии с Поручением Президента РФ, усилило работу по их предотвращению, увеличив как количество рейдов и проверок, так и пропаганду безопасности. На данный момент выявлено более 11 тысяч нарушений, связанных с плохим состоянием ВДГО, его неправильной установкой, обслуживанием и заменой, МЧС проследит за их устранением. В части информирования граждан используются все возможности, от листовок и стендов до соцсетей. При этом очевидно, что для радикального улучшения ситуации нужна определенная корректировка нормативной базы и более четкая координация действий по обеспечению безопасности ВДГО по всей цепочке.

Председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции  Василий Пискарев в своем вступительном слове отметил, что причины взрывов и утечек бытового газа всегда одни и те же – либо нарушения технического характера, либо человеческий фактор. Он же  усугубляет проблемы с оборудованием за счет халатности и бесконтрольности тех, кто должен его устанавливать и обслуживать. Именно сфера контроля и ответственности наиболее остро нуждается в дополнительном правовом регулировании.

Первый заместитель председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев подчеркнул, что планомерная работа по совершенствованию законодательства в части техногенной и противопожарной безопасности, которую ведет комитет, дала свои плоды – наведение порядка, усиление контроля и  ответственности в сочетании со снятием излишних барьеров и требований привели к некоторому снижению количества чрезвычайных ситуаций.

Такую же работу необходимо проделать и в сфере ВДГО. По мнению Валеева, три наиболее важных направления – возложение ответственности за техническое состояние ВДГО на управляющие и сервисные компании, а не  только на самих граждан, усиление контроля в этой сфере бизнеса, включая лицензирование деятельности по установке, замене, техническому обслуживанию и ремонту ВДГО, а также повышение антитеррористической безопасности.

По мнению председателя Комитета по энергетике Павла Завального, одна из основных причин проблем в сфере безопасности ВДГО кроется в том, что двадцать лет назад его вывели из зоны действия государственного регулирования. В 1997 году закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» исключил газовое оборудование в домах из списка опасных производственных объектов. Затем новый Жилищный кодекс РФ позволил управляющим компаниям регулировать вопрос с  его обслуживанием своими силами. Этот закон фактически допустил к ремонту газового оборудования непрофессионалов. Последней каплей стало решение ФСТ о замене регулярного техобслуживания и ремонта ВДГО работой на платной основе по заявкам жителей, превратившее безопасность бытового газа в  личное дело граждан.

При подведении итогов было предложено вернуть в поле государственного регулирования внутридомовое газовое оборудование и газовые баллоны.