В Государственной Думе обсудили развитие и совершенствование законодательства в сфере компьютерного спорта - Сухарев Иван Константинович

В Государственной Думе обсудили развитие и совершенствование законодательства в сфере компьютерного спорта


Организатором мероприятия выступил Комитет по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи. Его Председатель Михаил Дегтярев, открывая парламентские слушания, заявил, что главное — обеспечить свободу творчества и самоорганизацию киберспортсменов.

Он рассказал, что мероприятие проводится по инициативе Комитета и по решению Совета Государственной Думы. Михаил Дегтярев отметил, что киберспорт обладает значительной инвестиционной привлекательностью. По его данным, в 2016 году в России объем рынка достиг 2 млрд рублей, а количество участников ежегодно увеличивается на 10–15%. 

Председатель профильного Комитета рассказал участникам слушаний о таком явлении, как смешанные игры, в которых виртуальная реальность наложена на реальное пространство. «И это наложение привело к тому, что возникают конфликты и даже правовые споры», — подчеркнул депутат. 

Он добавил, что на онлайновых спортивных принципах может строиться действенный общественный контроль над пагубными для общества процессами, такими, как несоблюдение правил пожарной безопасности, несоблюдение экологических требований и др.

Роль онлайн игр в образовании заместитель министра образования и науки России Павел Зенькович рассказал, что Министерство ведет консультации с представителями индустрии о мерах и способах поддержки отрасли. Он подчеркнул, что ведомство видит для себя возможность в нестандартных игровых формах предоставлять ученикам дополнительные знания. «Об этом свидетельствует опыт игр, посвященных исторической тематике, где ребята помимо того, что играют, еще и погружаются в этот мир», — сказал Павел Зенькович. Он заключил, что при грамотном инкорпорировании онлайн индустрии в систему образования можно достичь успеха в воспитании гармоничной личности в цифровую эпоху XXI века.

Депутат Александр Прокопьев, выступивший модератором парламентских слушаний, заявил, что тема киберспорта поднимается в Государственной Думе в таком масштабе впервые. Он отметил, что на мероприятии присутствуют не только представители ведомств и средств массовой информации, но и эксперты, киберспортсмены и производители игр. Это позволит подробно разобраться в теме.

Александр Прокопьев подчеркнул, что киберспорт официально признан видом спорта, и в России существует Федерация компьютерного спорта, формируются студенческие лиги. Киберспорт официально был признан видом спорта в РФ в 2016 году.

«Можно смело говорить, что киберспорт — это по‑настоящему массовый вид спорта», — заявил депутат и уточнил, что более 3 млн человек так или иначе были задействованы в 2017 году в сфере киберспорта. Он также указал, что при трансляции крупных киберспортивных турниров одним из популярных языков перевода, кроме английского и китайского, является русский, и среди звезд киберспорта есть наши соотечественники и команды из РФ.

Также депутат предложил включить в законодательство понятие «дистанционные соревнования».

«Одним из предложений я считаю возможность включения в закон о физической культуре и спорте понятия „дистанционное соревнование“. На многих экспертных площадках энтузиастами киберспортивного мира эта тема активно поднималась, есть такая необходимость», — сказал Ольга Павлова отметила, что проведение соревнований в дистанционной форме не требует дополнительного регулирования. По ее словам, основным достоинством киберспорта является возможность реализации в нем маломобильных категорий граждан. 

Генеральный продюсер телеканала «Матч ТВ» Тина Канделаки сообщила, что при запуске вещания телеканала «киберспорту было однозначно сказано „да“, так как это очень перспективный вид спорта с огромной аудиторией. Она также добавила, что Россия — одна из первых стран, признавших киберспорт.

Кроме того, отметила Тина Канделаки, у киберспорта очень хорошие спонсоры, а проводимые турниры самоокупаются. 

Говоря об увлечении детей и подростков киберспортом, она также подчеркнула, что это — отличная умственная зарядка. 

«Это не только развлечение, это реальная тренировка для ума», — сказала Тина Канделаки. 

Президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит, выступая на парламентских слушаниях, отметил, что компьютерный спорт подразумевает физические нагрузки, сравнимые с обычным спортом.

Он также сообщил, что Федерация компьютерного спорта России проведет в этом году соревнования по киберспорту среди школьников.

«В этом году мы проведем первые соревнования среди школьников. Они проводят большое количество времени с гаджетами, но их необходимо направить в верном направлении. Здесь мы рассчитываем также на Российское движение школьников», — сказал Дмитрий Смит.

Он также отметил, что проблем с идентификацией киберспортсмена сейчас нет, так как судейские бригады, работающие на турнирах, научились это делать. Кроме того, говоря о законодательном регулировании в сфере киберспорта, Дмитрий Смит подчеркнул, что необходим сбалансированный подход. 

«В наши планы входят обучение и аттестация судей, аккредитация спортивных площадок, подготовка методических материалов, различные образовательные проекты и развитие клубов и секций, потому что мы видим развитие нашего спорта именно как клубного», — также заявил Дмитрий Смит.

По итогам парламентских слушаний был подготовлен проект рекомендаций.

«По данным ряда аналитических исследований, Россия является лидером европейского региона по маркетинговым показателям как по объему рынка (по данным на 2016 год, объем рынка киберспорта достиг 35,4 млн долларов)», — говорится в документе. 

Участники мероприятия рекомендовали Правительству РФ, Министерству спорта, Министерству образования и науки и Федерации компьютерного спорта России разработать и представить на общественное обсуждение комплекс мер по организации поддержки компьютерного спорта в России, предусматривающий создание благоприятных условий для развития национальной киберспортивной инфраструктуры, а также популяризацию компьютерного спорта в РФ и организацию научных исследований по влиянию дисциплин киберспорта на организм человека.

Также предлагается «рассмотреть вопрос о комплексе мер по развитию и популяризации компьютерного спорта среди лиц с ограниченными возможностями и обеспечению таким лицам доступности участия в соревнованиях по компьютерному спорту», — говорится в проекте рекомендаций.

Участники парламентских слушаний также выразили уверенность в том, что только совместными усилиями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, во взаимодействии с общественными организациями и объединениями могут быть обеспечены условия для дальнейшего развития компьютерного спорта в России.