logo

20 февраля Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям под председательством Николая Николаева провел «круглый стол» на тему «Социально ответственное природопользование: проблемы совершенствования института экологической экспертизы».

Открывая первый из цикла мероприятий ответственного природопользования «круглый стол», председатель Комитета привел в качестве примера ситуацию на Байкале. По словам Н.Николаева, даже после прекращения работы в 2013 году Целлюлозно-бумажного комбината остается много нерешенных экологических проблем, с одной стороны, а с другой – экспертами «сегодня поднимаются вопросы о целесообразности экологической экспертизы».

Чтобы экологическая экспертиза не была «бутафорией», как считают представители бизнеса и местных властей, по убеждению Н.Николаева и других членов Комитета, «механизмы, которые вводятся государством, должны быть реальными», а также «нужна эффективность и содействие развитию, а не финансовый барьер и препятствие».

Заместитель директора Департамента Минприроды Виктория Венчикова подняла вопрос об отсутствии целостной оценки. По её мнению, из-за принятия изменений в Градостроительный кодекс, существенно упростивших процедуру получения разрешений на осуществление градостроительной деятельности, начиная с 2008 года, институт государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) был практически уничтожен.

В.Венчикова подчеркнула, что процедура комплексной оценки осуществляется во многих странах мира, а в России сейчас она не производится. В частности, «ГЭЭ не проводится по многим видам материалов, касающихся экологически значимых, характеризующихся высокой степенью опасности объектов энергетики и промышленности, крупных объектов транспортной инфраструктуры». По её словам, исключение этих объектов из ГЭЭ, «формально сохраняя экологическую оценку в рамках градостроительной экспертизы, практически ликвидировало её как механизм градостроительного контроля». Что на практике привело к тому, что ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) служит не инструментом выбора наиболее сбалансированного варианта реализации, а формальным инструментом для обоснования уже выбранного инвестором варианта. Учет экологических факторов в процессе принятия стратегических решений также не обеспечивается, так как экологическая оценка документов стратегического и территориального планирования не проводится.

Минприроды предлагает: проводить ГЭЭ до разработки проектной документации; оптимизировать процедуры проведения общественных обсуждений в рамках процедуры ОВОС по ряду морских и территориально протяженных объектов, переключив их с муниципальных обсуждений на уровень субъектов и даже федеральный. По сообщению В.Венчиковой, министерство уже в 2017 году проработает свои законодательные инициативы с тем, чтобы в этом году Правительство внесло законопроект на рассмотрение Госдумы.

Начальник отдела Росприроднадзора Светлана Грошева поддержала предложения Минприроды, дополнив видение ситуации статистикой. Так, в 2016 году ведомством было проверено ГЭЭ 1664 объектов. Как констатировала С.Грошева, большинство объектов получили положительные заключения, в том числе и на Байкальской природной территории.

В ходе обсуждения депутаты задавали вопросы об эффективности проведения самой процедуры экологической экспертизы и количестве привлекаемых экспертов, а также о целесообразности проведения и стоимость ГЭЭ объектов малого бизнеса, социальной и транспортной инфраструктуры.

Сергей Тен
выделил два негативных фактора, влияющих на инвестиционную ситуацию в Иркутской области: времени – на согласование ГЭЭ уходит от 100 до 150 дней, и финансов – от 800 тысяч до 1,5 млн рублей составляют затраты на экологическую экспертизу только по одному объекту. По его мнению, только из-за этого в регионе затормозился процесс строительства жилья и объектов социальной инфраструктуры. Депутат также высказал мнение, что «из столиц невозможно сохранить Байкал, это должны делать местные жители» и решать тоже.

Представители исполнительной власти субъектов Федерации также настаивали на упрощении процедур ГЭЭ для объектов малого бизнеса, транспортной и социальной инфраструктур. И на усложнении ОВОС для рубщиков лесов в местах атмосферного воздействия. По их мнению, практика применения нормы экологической оценки и экспертизы для всех объектов показала свою избыточность.

По результатам состоявшегося обсуждения Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям планирует выпустить сборник материалов и разместить на странице Комитета в сети Интернет.