logo

26 сентября на расширенном заседании Комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды с участием представителей межфракционной рабочей группы «Байкал», федеральных и региональных органов власти, Российской академии наук была рассмотрена экологическая ситуация на Байкальской природной территории и соблюдение природоохранного законодательства.

В рамках парламентского контроля депутаты ознакомились с итогами проверки, проведенной в сентябре текущего года Генпрокуратурой по поручению Президента России, выслушали аудитора Счетной палаты России о результатах реализации ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы». Исполнение программы особенно интересовало депутатов в связи рассмотрением проекта федерального бюджета на 2018 год. Участники заседания обсудили необходимые изменения нормативно-правовой базы по Байкалу и приняли решение по законопроектам, связанным с озером, которые сейчас находятся в портфеле Комитета.

В заседании приняли участие, помимо членов Комитета по экологии и охране окружающей среды, председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев, руководитель межфракционной рабочей группы «Байкал» Сергей Тен и её члены аудитор Счетной палаты Бато-Жаргал Жамбалнимбуев, представитель Генеральной прокуратуры России Евгений Надыршин, представители Минприроды России, в том числе замминистра Сергей Ястребов, руководители региональных органов власти из трех прибайкальских территорий — Иркутской области, Забайкальского края и Республики Бурятия, а также представители Российской академии наук.

Председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева прокомментировала остроту байкальского вопроса: «Нам нужен на Байкале тотальный контроль: парламентский и экспертный. Волосы дыбом становятся от того, какие факты приводит Генеральная прокуратура и Счетная палата. К сожалению, за этот год мы не увидели от Правительства ни одного внесенного законопроекта, который, так или иначе, касался бы Байкала. Все законопроекты вносятся только депутатами Государственной Думы. Кроме того, по Байкалу есть целый перечень поручений Президента, по многим из них сроки давно вышли».

По информации Генпрокуратуры, в Иркутской области на территории Байкальской природной территории ежегодно выбрасывается в атмосферу 426,6 тыс. тонн вредных веществ. Из 28 очистных сооружений, функционирующих в Бурятии, соответствуют экологическим требованиям только 4, а общий объем сбросов загрязняющих веществ в водные объекты региона за 2 года составил 77,2 млн куб. метров. Огромной проблемой для озера является отсутствие приемников для сбора и утилизации нефтесодержащих и жидких бытовых отходов с кораблей. По озеру курсирует более 2 000 судов, а прием подсланевых вод и отходов от их деятельности осуществляет только одно судно «Самотлор». В результате за одну навигацию судами сбрасывается в озеро более 417 тонн нефтесодержащих вод.

Неудовлетворительно реализуется федеральная целевая программа охраны озера Байкал. Медленно сдвигается с мертвой точки вопрос ликвидации отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Не выполняются показатели строительства инженерной защиты берегов, строительство полигонов для мусора и очистных сооружений канализации.

Депутаты уделят особое внимание этой программе при подготовке бюджета на будущий год.

Как заявил председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев, депутат от Иркутской области, оценивая ситуацию: «У нас есть Байкал как некая сфера экономических интересов, но нет хозяина. История с БЦБК повторяется из года в год. Самое удивительное: есть и деньги, и политическое решение, но вопрос не решается. Введению запрета на вылов омуля целый год сопротивлялись самые разные структуры, в течение года омуль продолжал вылавливаться. Нет не только центра принятия решения, но и общей концепции развития территории, поэтому мы сейчас видим большое количество разных инициатив. Такая концепция нужна, чтобы вести законотворческую работу».

«Мы очень надеялись, что в этом году Министерство экологии защитит паспорт приоритетного проекта «Байкал – великое озеро великой страны». К сожалению, этого не произошло и во многом из-за межведомственного рассогласования. Мы два раза собирались на площадке комитета. Если Минприроды экологическую часть документа подготовило, то другие министерства-участники этого процесса попросту не ничего не сделали. В результате принятие паспорта приоритетного проекта отложено на год», — сказал Н.Николаев.

Депутат считает, что, используя механизмы парламентского контроля и при активной работе межфракционной группы «Байкал», удастся сдвинуть с мертвой точки решение проблем региона. «Должна быть структура, которая координирует всю работу по сохранению Байкала и Байкальской природной территории. У всех прибайкальских регионов есть свои интересы – это и бизнес, и интересы местных жителей.  Но Байкал – это достояние России. Поэтому неправильно говорить о том, что вопросы его сохранения должны решаться только на региональном уровне. Я считаю, что Минприроды должно стать координатором этой деятельности», — заключил Н.Николаев.

Охрана озера Байкал и развитие местных территорий требуют доработки законодательной базы. Однако те законопроекты, которые в настоящее время находятся в «портфеле» Комитета по экологии и охране окружающей среды, получили отрицательные заключения Государственно-правового управления Президента РФ. Это законопроекты №105336-7, №754662-6, №1098517-6, №889726-6. Их авторы, в частности, предлагают корректировать требования по государственной экологической экспертизе (ГЭЭ) и особенностям хозяйственной деятельности в пределах водоохранной зоны Байкала. Они считают существующие требования избыточными, сдерживающими развитие территорий.

Комитет принял решение рекомендовать к отклонению три законопроекта. Еще один был накануне отозван авторами.

При этом авторам законопроектов было предложено подготовить более взвешенную позицию по государственной экологической экспертизе на Байкальской территории и внести соответствующие поправки в законопроект по ГЭЭ, готовящийся к принятию (№ 150872-7 «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» (в части устранения внутренних противоречий)).

Предыдущая новость

Комитет по энергетике провел круглый стол по законодательному обеспечению развития энергетики Дальнего Востока

Читать
Следующая новость

Бюджетное финансирование социальной политики стало темой «круглого стола», организованного фракцией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

Читать