logo

30 марта рабочая группа под руководством председателя Комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды Ольги Тимофеевой по законопроекту №458458-5 «Об ответственном обращении с животными» провела очередное заседание. В нем приняли участие представители Министерства природных ресурсов, Министерства экономического развития, Министерства сельского хозяйства, представители региональных органов власти, общественных зоозащитных организаций и СМИ.

В ходе обсуждения рассматривались дальнейшие действия по работе над поступившими ко второму чтению поправками, их систематизации, а также вопросы, связанные с самим предметом регулирования, с учетом мнений экспертов и определением сроков обсуждения тематических блоков поправок.

Как отметила Ольга Тимофеева, говоря о внесенном группой депутатов Государственной Думы пятого созыва и принятом в первом чтении 23 марта 2011 года законопроекте, «мы вышли на финишную прямую». По её словам, ко второму чтению поступили три сотни поправок, точнее 291. Председатель Комитета также объяснила причины долгого непринятия законопроекта большим числом разрозненных мнений и позиций, как в обществе, так и в органах исполнительной власти, и предположила, что системная работа может вестись еще долгое время, чтобы закон был работающим.

Говоря о трех блоках поправок, председатель Комитета, отметила, что поправки депутатского корпуса, Правительства и Совета Федерации во многом схожи, есть поправки и у регионов, в частности, Санкт-Петербурга, Калининградской области, Челябинской, Тульской, Ивановской областей. «По ряду конкретных вопросов регулирования уже найдено общее мнение. К таким относятся: ужесточение ответственности за жестокое обращение с животными и запрет такого контента, ужесточение ответственности хозяев домашних животных, необходимость их регистрации. По ряду вопросов возникли развилки мнений, и мы будем их устранять. Чтобы принять правильное решение, мы будем консультироваться с экспертным сообществом, зоозащитниками, региональными властями, которые уже имеют положительный опыт регулирования этой сферы на своем уровне», – заявила О.Тимофеева.

В ходе заседания рабочей группы принято решение о том, что в ближайший месяц Комитет вместе с заинтересованными сторонами проведет серию консультаций по урегулированию всех спорных положений: предмет регулирования закона (будет ли распространяться данный закон на охотничьи ресурсы, служебных животных, зоопарки и цирки); регистрация животных (обязательная — не обязательная, процедуры её проведения); введение нового вида государственного надзора – надзор в сфере обращения с животными (разграничение полномочий между федеральным и региональным надзором); приюты и организация их работы; мероприятия с безнадзорными животными; притравочные станции (полный — частичный запрет на их деятельность).

Заместитель председателя Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Панов, курирующий работу над законопроектом, в ходе заседания неоднократно подчеркивал, что «ключевым моментом в данном законопроекте будет определение животного как существа, которое испытывает эмоции, боль, а значит, нуждается в защите». По его словам, сейчас обсуждается 4 поправки в Кодекс об административных правонарушениях, направленные на защиту животных от жестокости, и одна поправка — об усилении ответственности владельцев животных, их наказание за причиняемый вред животными другим людям, а также в статью 245 Уголовного Кодекса.

Члены рабочей группы адресовали вопросы о регистрации животных представителю Минсельхоза. Как отмечалось на совещании, с 2015 года в законе о ветеринарии уже действует норма об обязательной регистрации домашних животных, но она не работает. Присутствовавший на совещании представитель Министерства сельского хозяйства России Евгений Морозов пояснил, что ведение реестра планируется, сейчас дорабатываются правила регистрации различных домашних животных, не только собак и кошек, но и пчел, свиней, крупного рогатого скота и прочих. По его прогнозам, работа должна завершиться в 2018 году. Участники совещания настаивали на скорейшем предоставлении в Комитет проектов подзаконных актов и правил.

Представитель Министерства природных ресурсов России, готовившего правительственные поправки к законопроекту, Андрей Колодкин выразил готовность ведомства оперативно дорабатывать имеющиеся расхождения.

Позицию общественных организаций на заседании рабочей группы представил актер, председатель Попечительского совета Международного фонда помощи животным «Дарящие надежду» Леонид Ярмольник, имеющий, по его словам, 20-летний опыт работы.

«Самое главное в законе – борьба с человеческой жестокостью. Этот закон нужен, прежде всего, для того, чтобы мы, люди, стали лучше», — подчеркнул Леонид Ярмольник, признавая, что «нерешенных вопросов еще много», и «невозможно принять закон, который бы всех и во всем устраивал». Он также заявил, что выступает против передачи корректировки закона на откуп регионов, в силу различного менталитета и позиции руководителей конкретных регионов. «Закон должен быть един для всех, но нам нужен такой закон, за который нам будет не стыдно, это должен быть четкий закон, который бы нельзя было трактовать по-разному в разных регионах», — заявил зоозащитник.

Михаил Щетинин высказал принципиальную позицию Совета Федерации, также заявив, что «закон должен быть единым для всей страны».

Руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Антон Кульбачевский поднял вопросы, актуальные для столицы, о брошенных животных, о таможне, а также связанные с оборотом диких животных, их разведением в подмосковных питомниках, рассказал о большом количестве предложений москвичей. Предложил рассмотреть «экономику обращения закона», наличие финансирования в регионах, а также налогообложение. Поддержал идею «работы с обществом», на чем настаивал Л.Ярмольник.

Комитет по экологии и охране окружающей среды в ближайший месяц планирует завершить подготовку законопроекта к рассмотрению Государственной Думы во втором чтении.