logo

Комитет Государственной Думы по энергетике провел заседание «круглого стола» на тему «Законодательное обеспечение развития угольной отрасли».

В мероприятии приняли участие депутаты Государственной Думы,представителей федеральных органов власти, угольных компаний, отраслевых научных институтов и организаций. Вел дискуссию член Комитета Государственной Думы по энергетике Александр Каминский.

Предваряя обсуждение, А.Каминский напомнил, что угольная отрасль и угольная энергетика — это не только достижения 19 и 20 века, но и сейчас она «занимает около 30% и через двадцать лет она не сдаст своих позиций». По его словам, ОПЕК считает, что главным энергоносителем мира к 2035 году станет уголь, так как снизится зависимость от нефти и газа, а угольная энергетика станет более эффективной.

Участники «круглого стола» отмечали, что объем добычи российского угля с 2000 года вырос примерно на четверть и в настоящее время превышает уровень 373 млн тонн в год. По объему добычи угля Россия находится на шестом месте в мире после КНР, США, Индии, Индонезии и Австралии. На территории Российской Федерации эксплуатируются 22 угольных бассейна и 129 отдельных месторождений. Большая часть угля производится в Кузнецком бассейне, Восточной Сибири, на Дальнем Востоке. В отрасли растет производительность труда, идет концентрация производства, более 70% угледобычи сегодня обеспечивают шахты и разрезы со среднегодовой мощностью соответственно 1,6 и 3 млн тонн. В последние годы увеличился экспорт угля на рынки стран АТР, активно развивались портовые мощности для экспорта угля.

Заместитель Министра энергетики Российской Федерации Анатолий Яновский в своем докладе подробно остановился на утвержденной в 2014 году «Программе развития угольной промышленности России на период до 2030 года», которая, по его словам, ведомством была «актуализирована с учетом новых внутренних и внешних вызовов».

Среди вызовов А.Яновский упомянул: затянувшийся процесс реструктуризации угольной отрасли, значительный объем дополнительной социальной нагрузки, отсутствующий в других отраслях экономики (пайковый уголь, социальные доплаты к пенсиям); увеличение доли подземной добычи угля, осуществляемой в неблагоприятных горно-геологических условиях; изношенность основных фондов шахт и разрезов и другие.

Затронул замминистра и технологическое развитие отрасли, сообщил, что эта «работа проходит под девизом импортозамещения». По его словам, определены приоритеты: тяжелое машиностроение и химическая промышленость, в Кузбассе уже создан центр углехимии. Остановился на проблеме промышленной безопасности, рассказал об инициативе обязательной регистрации внебиржевых сделок угольной отрасли, что будет способствовать рыночному определению цены на уголь разных марок. Отдельно коснулся деятельности ОАО с государственным участием, обязывающей их проводить госзакупки угля. Развитию рынков сбыта угольного топлива, по представлению Минэнерго, будет способствовать переход на долгосрочные контракты поставок угля для предприятий электроэнергетики, ЖКХ и металлургии, формирование биржевой торговли углем, а также расширение области использования угольной продукции, её глубокая переработка.

Преодоление существующих вызовов и рисков на пути эффективного и устойчивого долгосрочного развития российской угольной промышленности, по словам А.Яновского, предполагается обеспечить на основе государственно-частного партнерства. Кроме того, развитию угольной промышленности могут способствовать меры, реализуемые в других государственных программах, например: в части разведки запасов угля и создания механизма формирования ликвидационных фондов «Воспроизводство и использование природных ресурсов»; в части создания необходимой железнодорожной и портовой инфраструктуры «Развитие транспортной системы» и другие.

Другой участник дискуссии Игорь Шпуров, генеральный директор ФБУ «Государственная комиссия по запасам» — председатель ГКЗ «Роснедра», рассказал о совершенствовании нормативно-правовой базы в системе государственной экспертизы запасов твёрдых полезных ископаемых. По его убеждению, «важно структурировать нашу сырьевую базу».

Правовое регулирование отношений недропользования в России регламентируется федеральными нормативно-правовыми актами с различной юридической силой, основополагающим документом является Закон «О недрах». С учетом глобализации горнопромышленного бизнеса необходима унификация требований к отчетам о состоянии основных активов добывающих компаний – запасов и ресурсов ТПИ в недрах, следовательно, необходима актуализация нормативно-правовой базы, что позволит повысить инвестиционную привлекательность выявляемых и осваиваемых месторождений.

Заведующая лабораторией «Научных основ развития и регулирования угольной и торфяной промышленности» Института энергетических исследований РАН Людмила Плакитина детально проанализировала основные вызовы и угрозы современному и перспективному развитию угольной промышленности России.

Основными ограничениями развития отрасли на настоящий момент являются: высокие логистические издержки (доля транспортных затрат в конечной цене угля достигает более 50%); низкая пропускная способность железнодорожной сети и портов; падение внутреннего спроса на энергетический уголь в условиях конкуренции газа, поставляемого на внутренний рынок по регулируемым ценам; отсутствие экономических стимулов и востребованности рынка к повышению качества и глубины переработки угля, в том числе развитию углехимии; высокая капиталоемкость и длительность разработки новых месторождений.

Участники «круглого стола» констатировали, что для развития отрасли необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, создание благоприятного инвестиционного климата, налогообложения и безопасных условий труда.

Отмечалось, что в Комитете Госдумы по энергетике на рассмотрении находятся два альтернативных законопроект, регламентирующих социальную поддержку работников, в том числе и бывших, ликвидированных угольных компаний: №14413-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" и №197411-6"О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" (в части ликвидации нерентабельных предприятий отрасли и обеспечения социальной защиты работников организаций угольной промышленности).

Тем не менее, Комитет, поддерживая концепции этих законопроектов и реально оценивая бесперспективность дальнейшего их рассмотрения в условиях отсутствия финансирования из федерального бюджета, рекомендовал авторам законопроектов отозвать их и внести в виде новой законодательной инициативы, учитывающей позицию Правительства Российской Федерации.

По итогам дискуссии, Комитет по энергетике рекомендовал Правительству Российской Федерации: рассмотреть вопрос выделения угольной генерации в отдельный сегмент по аналогии с атомной; пересмотреть балансировку ценообразования на природный газ и уголь для планомерного развития межтопливной конкуренции в производстве энергии; сформировать поручение в адрес Минэнерго о корректировке правил КОМ на 2016 год и последующие периоды, которые создадут специальные экономические условия, позволяющие угольной генерации существовать безубыточно. Кроме того, был предложен ряд конкретных рекомендаций в адрес профильного Министерства энергетики, а также Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x