logo

Комитет Государственной Думы по энергетике провел «круглый стол» на тему «Законодательное обеспечение безопасности гидротехнических сооружений».В заседании приняли участие депутаты, представители федеральных органов власти, компаний ТЭК, отраслевых научных институтов. Вели дискуссию председатель Комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный и заместитель председателя Комитета по энергетике Валентин Романов.

П.Завальный и В.Романов, говоря о необходимости совершенствования действующего законодательства, отмечали, что Комитет Государственной Думы по энергетике неоднократно поднимал вопрос о безопасности гидротехнических сооружений (ГТС) во всех созывах Государственной Думы. Особенно остро вопрос безопасности гидротехнических сооружений обсуждался Комитетом после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Сейчас Комитет готовит ко второму чтению инициированный Правительством проект федерального закона № 914182-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений».

Законопроектом устанавливается, что в отношении ГТС I класса Ростехнадзор будет осуществлять постоянный государственный надзор. В отношении ГТС I и II классов плановые проверки будут проводиться один раз в год, ГТС III класса — раз в три года. Плановые проверки ГТС IV класса проводиться не будут. Оптимизируется процедура декларирования безопасности гидротехнических сооружений: в отношении ГТС IV класса исключается необходимость разработки декларации безопасности на стадии эксплуатации, обязательное декларирование их безопасности будет производиться только при проектировании, консервации или ликвидации. Определяется обязанность владельцев гидротехнических сооружений создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на ГТС I и II класса. Правительство Российской Федерации наделяется правом определить порядок продления срока эксплуатации ГТС.

В ходе «круглого стола» обсуждалось правоприменение действующего законодательства и предложения заинтересованных ведомств в рассматриваемый законопроект. Так, заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Александр Трембицкий, представляя рекомендации своего ведомства, рассказал, что всего под надзором службы находится 29964 комплекса ГТС, и последние 2 года на них не было аварий.

Крайне остро в современных условиях стоит, по его словам, вопрос о трансграничных гидротехнических сооружениях. На территории страны поднадзорные Ростехнадзору трансграничные гидротехнические сооружения, расположенные на водных объектах, имеющих с Россией общие гидрологические режимы и водные бассейны, имеются в 13 субъектах Федерации, общее количество трансграничных гидротехнических сооружений поднадзорных Ростехнадзору — 27 комплексов.

«Правительство и Госдума ведут постоянную работу по законодательному обеспечению безопасности ГТС. Разработаны и утверждены все необходимые законодательные и подзаконные акты», — заявил чиновник и рассказал о предлагаемых ко второму чтению поправках, касающихся дифференциации надзора в соответствии с установленной классификацией опасности объектов, в том числе и бесхозяйных ГТС, и о потребности «отразить понятие «предмет экспертизы» в законе».

Заместитель руководителя Росводоресурсов Вадим Никаноров, в свою очередь, рассказал о ГТС, которыми «занимаются Росводоресурсы», их более 300. По его словам, Федеральное агентство водных ресурсов предоставляет субсидии на капремонт и содержание муниципальных и бесхозяйных ГТС. Так, в 2013 – 2015 годах расходы федерального бюджета на осуществление плановой реконструкции, проведение внепланового ремонта 131 подведомственных ГТС было выделено 3 млрд 469 млн рублей.

Следующий докладчик — заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимир Артамонов заявил, что МЧС, регулярно проводит территориальные проверки и учения по предотвращению чрезвычайных ситуаций на объектах ГТС. В то же время в МЧС России на особом контроле находится безопасность бесхозяйных ГТС. Опыт крупномасштабных наводнений прошлых лет показал, что одним из основных источников возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными гидрологическими явлениями, является аварийное состояние ГТС. В результате выполненной в 2015 году работы по выявлению и сокращению бесхозяйных ГТС количество бесхозяйных ГТС уменьшилось на 981 сооружение (21,9%), с 4477 (на 1 января 2015 г.) — до 3496 сооружений.

Директор Департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Минэнерго России Евгений Грабчак своем выступлении также отметил первоочередную приоритетность вопросов нормотворчества по обеспечению безопасной эксплуатации ГТС. По его словам, отдельным вопросом является обеспечение безопасности ГТС в период подготовки к прохождению весеннего половодья и летне-осенних паводков.

Заместитель начальника Управления государственного контроля Главного управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел России Антон Линёв раскрылнекоторые вопросы осуществления территориальными органами МВД на региональном уровне государственного контроля за обеспечением безопасности объектов ТЭК.

По словам А.Линёва, в соответствии с разработанными территориальными органами МВД России и утвержденными по согласованию с органами прокуратуры субъектов Федерации планами проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2015 год проверке подвергнуто более 1280 (18,2%) объектов ТЭК, из 7032 включенных в реестр Минэнерго России.

По итогам проверок на 1010 объектах ТЭК МВД России выявлено 7356 нарушений обязательных требований, подавляющая часть которых связана с отсутствием или несоответствием основного ограждения объектов и элементов их физической защиты (1683), систем охранной сигнализации (905), систем охранных телевизионных (657), систем контроля и управления доступом (320), специальных технических средств досмотра (303) и других средств защиты.

В результате, должностным лицам субъектов ТЭК выдано 349 предписаний об устранении нарушений и оборудовании объектов необходимыми инженерно-техническими средствами охраны, из которых лишь 48 исполнено в установленные сроки. За допущенные нарушения в отношении должностных лиц составлено 170 протоколов об административных правонарушениях, по которым мировыми судьями принято 128 решений о привлечении к административной ответственности. Общая сумма наложенных штрафов составила порядка 3 млн 400 тыс. рублей.

По словам представителя ведомства, для повышения эффективности выполнения функции контроля МВД России принимаются меры по дальнейшему совершенствованию законодательства Российской Федерации, в частности, связанному с обеспечением безопасности опасных производственных объектов.

Участники «круглого стола» выступали за регламентацию механизма реализации уголовной ответственности за правонарушения в сфере обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций, связанных с гидротехническими сооружениями. Отмечалось, что аварии, вызванные ненадлежащей эксплуатацией ГТС, также приводят к многочисленным человеческим жертвам, а восстановительные работы требуют значительных материальных и трудовых ресурсов. Ситуация усугубляется тем, что вопрос импортозамещения в гидротехнической части топливно-энергетического комплекса России стоит еще острее, чем в электроэнергетике.

Отдельный вопрос безопасности ГТС — отсутствие закрепления функций контроля на этапе строительства гидротехнического сооружения. Так, Положение о режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях, утвержденное постановлением Правительства в 2012 году, регламентирует лишь постоянный государственный надзор, осуществляемый на технических объектах повышенной опасности, уже введенных в эксплуатацию.

Выступавшие также предостерегали об опасности со стороны сопредельных государств, говоря о попытках воздействия на безопасность российских ГТС, приводили пример намерения Монголии на реке Селенга и ее притоках. Такие манипуляции, по мнению экспертов, проводятся через декларирование отдельными странами информации о планировании строительства каскадов ГЭС вверх по течению на трансграничных водных объектах. Такого рода декларации о намерениях оказывают реальное негативное воздействие на гидротехническую составляющую топливно-энергетического сектора экономики России, уверены они.

Отдельным вопросом является несогласованное строительство водохранилищ по границе с государствами с общим гидрологическим режимом. Отмечалось, что для совершенствования законодательства о безопасности ГТС Комитет по энергетике в 2015 году направил свои предложения в Секретариаты ОДКБ, МПА СНГ, Национальный антитеррористический комитет по безопасности гидротехнических сооружений в рамках безопасности объектов ТЭК.

В ходе обсуждения был выработан ряд рекомендаций Госдуме, Межпарламентской ассамблее СНГ, Парламентской Ассамблее стран-членов ОДКБ, Правительству России, Секретариату ОДКБ и ЕЭК.  

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x