logo

В Государственной Думе состоялось заседание «круглого стола» на тему «Подготовка научно-педагогических кадров, проблемы и пути совершенствования», организованное Комитетом по образованию и науке.

Открывая дискуссию, председатель Комитета Вячеслав Никонов отметил, что в связи с изменением структуры образования существенно изменился статус аспирантуры, которая теперь рассматривается не как первая ступень научной деятельности, а как третий уровень высшего образования. «Такое изменение статуса вызывает много вопросов», — сказал он, задав ряд вопросов: «кто и чему учит на этом уровне образования; как связывается обучение в аспирантуре с защитой кандидатской диссертации; какие ученые степени присваиваются по результатам защиты, и кто полномочен их присваивать; что делать с сетью диссертационных советов; нужна ли научная аспирантура, где ведет исследования, а не получают образование; кто и как определяет потребность в кадрах высшей квалификации, как научно-педагогических, так и для бизнеса, госслужбы, производства».

Член Комитета Гаджимет Сафаралиев затронул вопрос об организации учебного процесса, соотношения образовательной и научной работы в аспирантуре. По мнению депутата, необходима новая система образовательных стандартов, возможно, дифференциация требований к диссертационным работам. Также Г.Сафаралиев предложил использовать систему трехсторонних договоров для решения проблемы финансирования обучения в аспирантуре.

Заместитель Министра образования Людмила Огородова отметила: «Несмотря на то, что в целом обучение в аспирантуре стало доступнее, количество защит диссертаций в процентном отношении к закончившим обучение снизилось. Современные аспиранты не видят смысла, не видят ценности в защите диссертации, и у этого есть объективные причины».

По её словам, требования к аспирантуре как третьему уровню образования слабо оформлены, неясно, кому необходимо подобное обучение, какие новые знания, умения и навыки должен получить выпускник после окончания курса. Статус аспиранта не определен в профессиональных стандартах, квалификационных требованиях и это ведет к отсутствию заинтересованности. Такую заинтересованность необходимо сформировать, нужно, чтобы наличие диплома аспирантуры, защищенной диссертации открывало дополнительные перспективы в карьере, к более высокой зарплате, уверена замминистра. Поэтому необходима разработка новых профессиональных стандартов, в том числе – для научных работников, а также новых учебных программ, обладающих высокой степенью гибкости, приспосабливаемости к новым требованиям рынка за счет сочетания требований федерального образовательного стандарта с высокой степенью специализации, самостоятельных разработок вузов.

Председатель экспертного совета по высшему образованию при Комитете, ректор Национального ядерного университета «Московский инженерно-физический институт» Михаил Стриханов поддержал идею о необходимости мотивировать аспирантов к защите диссертаций. Важную роль в этом может сыграть синхронизация магистерских и аспирантских учебных программ, курирование будущих аспирантов научными руководителями. Также эксперт решительно высказался за недопустимость снижения требований как к диссертациям, так и к иным квалификационным работам.

Председатель ВАК, ректор Российского Университета дружбы народов Владимир Филиппов согласился с тем, что аспирантура без подготовки диссертации – это плохо, но обратил внимание на то, что мировой опыт в этой сфере разный, и диплом об окончании аспирантуры, в любом случае, является свидетельством высокого уровня подготовки и профессиональной компетенции выпускника. В результате сокращения количества диссертационных советов, по мнению эксперта, «ушла пена», а сокращение способствовало росту качества работы.

Член Комитета Госдумы по международным делам Ирина Евтушенко обратила внимание на важность продуманной реформы аспирантуры с точки зрения конкурентоспособности российского образования в мире. По её словам, «высокий уровень защит диссертаций привлекает иностранных студентов, которые в будущем могут стать нашими сторонниками на международной арене».

Член Комитета по Регламенту и организации работы Государственной Думы Алексей Кобилев предложил выделить аспирантуры в отдельные учебно-научные подразделения – факультеты или институты.

В дальнейшей дискуссии эксперты, руководители крупнейших вузов страны и представители гражданского общества, неоднократно подчеркивали важность факта защиты диссертации как результата обучения в аспирантуре, обращая внимание при этом на необходимость предусмотреть возможность защиты через определенный временной промежуток после окончания учебы, от года до трех лет, в зависимости от специальности.

Участники обсуждения отмечали, что рынок, на который работает аспирантура, в настоящее время не является исключительно академическим. Немалое число выпускников настроены на то, чтобы применять полученные при обучении в аспирантуре знания в бизнесе, на госслужбе, на производстве, — и это объективная тенденция. В связи с этим звучали предложения разработать дополнительную линейку степеней, подобных зарубежным DBA (доктор бизнес-администрирования) и DPA (доктор государственного управления), для тех, кто ориентирован в большей степени на практическую работу, а не на академические исследования.

Также во время обсуждения были сделаны предложения по разработке новых учебных программ, образовательных и профессиональных стандартов, решения вопросов финансирования образования в аспирантуре, организации межвузовского взаимодействия, выстраивания вертикальных связей между магистратурой и аспирантурой, правового урегулирования вопроса отношения аспирантов к воинской обязанности и другим, подготовки преподавательских кадров.

Завершая обсуждение, Вячеслав Никонов поблагодарил участников дискуссии и пригласил их присоединяться к рабочим группам и экспертным советам Комитета.

Предыдущая новость

Комитет Государственной Думы по общественным объединениям и религиозным организациям переименован в Комитет по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений

Читать