logo

Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам под председательством Владимира Кашина на очередном заседании 14 февраля рассмотрел вопросы реализации механизма льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей в 2017 году. В заседании приняли участие первый заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации Джамбулат Хаутов и заместитель Министра сельского хозяйства Игорь Кузин.

В России с 1 января 2017 года вступили в силу новые правила льготного кредитования АПК, в соответствии с которыми сельхозтоваропроизводители могут по заявке получать субсидированные кредиты по ставке не более 5% годовых. Согласно постановлению Правительства от 29.12.2016 года субсидии получают уполномоченные банки, которые по ставке 5% должны выдавать кредиты аграриям. Банкам недополученные доходы при кредитовании сельхозпроизводителей будут возмещаться, размер субсидии составит 100% ключевой ставки Банка России. В ходе реализации этой системы выяснился целый комплекс проблем.

Депутаты заявили представителям профильного министерства о возможных проблемах в регионах при проведении предстоящей посевной кампании, выразили озабоченность низкими темпами кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, особенно фермерских хозяйств.

Основной причиной сложившейся ситуации является, по мнению депутатов, не соответствующий потребности лимит федеральных средств по данному направлению господдержки сельхозтоваропроизводителей. По их словам, в настоящее время из-за недостатка собственных средств и невозможности привлечения кредитных ресурсов на льготных условиях возникла угроза срыва своевременного проведения комплекса весенних полевых работ. Более того, равнодоступность льготных кредитов оказалась под вопросом во многих регионах страны. Так, по словам депутата Виктора Игнатова, «200 сельхозпредприятий в области (Новосибирской) находятся в предбанкротном состоянии из-за того, что даже те минимальные средства, которые выделены региону, выбирают крупные хозяйства». «Сейчас битый небитого везет», — резюмировал В.Игнатов.

В качестве примера несправедливого распределения льготных кредитов в Орловской области Владимир Кашин отметил позицию одного из банков – участников льготной программы кредитования аграриев Газпромбанка, выдавшего более 90% всего регионального лимита по льготным краткосрочным кредитам на растениеводство двум крупным холдингам без согласования с исполнительной властью региона.

Ряд сельскохозяйственных товаропроизводителей в обращениях к депутатам Госдумы и местным властям, по заявлению Натальи Боевой, Геннадия Кулика, Владимира Жутенкова, Аркадия Пономарева и других членов Комитета, указывают на невозможность получения кредитных ресурсов на льготных условиях. Фермеры предлагают пересмотреть действующий механизм распределения лимитов между заявителями, вернувшись к более равнодоступному выделению кредитов и распределению субсидий «погектарному» и «на литр молока».

В ходе обсуждения сложившейся ситуации представители Минсельхоза, отвечая на вопросы депутатов, утверждали, что опасности срыва посевной нет, а первый мониторинг новой системы кредитования показывает высокую эффективность, представляли статистику, акцентировали внимание, что эта форма кредитования прошла согласование на всех площадках: в отраслевых союзах, Госдуме и Совете Федерации. Д.Хаутов и И.Кузин констатировали, что на данный момент 22 млрд рублей уже направлено аграриям: Россельхозбанк выдал 20 млрд рублей кредитов и 2 млрд рублей — Сбербанк.

В дискуссии выяснилось, что выделенных в бюджете на 2017 год средств на поддержку АПК страны недостаточно. Более того, существует дефицит — 14,9 млрд рублей по отобранным в 2016 году инвестиционным кредитам, и они будут покрываться из бюджета текущего года. Накопленная задолженность, а именно дефицит финансирования из федерального бюджета на 1 января 2017 года  составил 69,3 млрд рублей, из которых 26 млрд рублей составляет задолженность (необеспеченная потребность) по краткосрочным кредитам, 14,9 млрд рублей – задолженность по отобранным в 2016 году инвестиционным кредитам, 21,5 млрд рублей – непокрытая потребность по инвестиционным кредитам, 3,2 млрд рублей — задолженность по ранее отобранным проектам (отложенное финансирование), 3,2 млрд рублей – задолженность производителям сельскохозяйственной техники.

По мнению Комитета, такое положение недопустимо. Кредитный портфель аграриев должен составлять не порядка 200 млрд рублей, а в два раза больше. Помимо увеличения финансирования и постановки вопроса перед Председателем Правительства в преддверии предстоящего отчета Правительства в Госдуме, депутаты поднимали вопросы справедливости установки Минсельхозом лимитов на отрасль и на субъект, настаивали на внесении изменений в Постановление Правительства, предлагая сократить сроки рассмотрения и оформления кредитов банками для аграриев и обязать банки согласовывать свои решения о предоставлении кредитов с уполномоченными органами власти субъектов Федерации.