logo

17 ноября прошло заседание Комитета Государственной Думы по образованию и науке.

Одними из наиболее обсуждаемых вопросов стали общественно-полезная деятельность детей и молодежи и трудовое воспитание.

В своем вступительном слове Председатель Комитета Вячеслав Никонов отметил, что«тема является довольно резонансной и вызывает много проблем». По его словам, «в советское время трудовое воспитание в установленных законом пределах было обязательным, а сейчас привлечение школьника к труду не предусмотрено без его согласия и согласия его законных представителей. В то же время не вызывает сомнений, что трудовое воспитание необходимо для формирования полноценного человека. Соответствующее понимание есть и со стороны Министерства образования и науки, однако присутствует беспокойство среди родителей и обучающихся».

Заместитель Председателя Комитета Любовь Духанина заметила, что «во многих культурах трудолюбие занимает одно из центральных мест в системе ценностей. «Эта добродетель рассматривается как качество, обеспечивающее благополучие в дальнейшей жизни», — напомнила она. Л.Духанина привела статистические данные, в соответствии с которыми каждый второй российский школьник ищет работу на лето, а 49,3% старшеклассников сказали, что уже имеют опыт трудовой деятельности.

Заместитель министра образования и науки Российской Федерации Вениамин Каганов подчеркнул, что не должно быть ситуаций, при которых «педагог боится преследования за его желание приучить ребенка к нормальному, полезному труду». Представитель ведомства сообщил, что «в рамках реализации стратегии развития образования будут приняты программы развития воспитания, в которых Министерство рекомендовало трудовой раздел». На данный момент 17 регионов уже приняли такие документы. В.Каганов заявил, что «Минобрнауки готово усиливать этот аспект и совершенствовать нормативную базу».

Народный учитель СССР Василий Подерягин поставил вопрос о том, «как ребенок сможет осознать роль труда, если его от этого труда отстранили». Педагог подчеркнул, что труд способствует формированию личности и «создает условия для создания крепкой семьи». Кроме того, выступающий предложил Министерству образования и науки и Министерству сельского хозяйства совместно выработать единую программу поддержки сельской школы.

Первый заместитель Председателя Комитета Олег Смолин уточнил, что важно «не только увеличивать регулирование трудового воспитания, но избегать перенасыщения бюрократических актов».

С точки зрения представителя Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, «существует не только регулирование этой проблемы, но и определенная свобода». «Например, любой регион может установить ряд обязанностей работодателя в сфере трудоустройства молодежи», — сообщил директор Департамента занятости населения Минтруда Михаил Кирсанов.

Участники мероприятия предложили развивать движение студенческих отрядов и волонтерство, возродить систему учебно-производственных комбинатов, ввести понятие трудового воспитания, предоставить преференции или налоговые льготы организациям, создающим рабочие места для несовершеннолетних.

Также члены Комитета обсудили широкий перечень вопросов, касающихся текущей законотворческой деятельности. По результатам обсуждения депутаты утвердили Решение Комитета.