logo

На рассмотрение Государственной Думы поступил проект федерального закона № 113578-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности федерального государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства и усиления ответственности за нарушение установленных экологических требований«.

Документ разработан Правительством во исполнение перечня поручений Президента по итогам заседания президиума Госсовета Российской Федерации от 9 июня 2011 г.

Законопроектом предлагается установить особенности организации и проведения проверок в отношении объектов, при строительстве и реконструкции которых в настоящее время Росприроднадзором должен осуществляться федеральный государственный экологический надзор вне рамок государственного строительного надзора.

Согласно действующим положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации экологический надзор вне рамок строительного надзора осуществляется в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах.

Государственный экологический надзор при строительстве и реконструкции в отношении этих объектов осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (№ 294-ФЗ). Его положения предусматривают проведение плановых проверок юрлица не чаще 1 раза в 3 года, а внеплановых по истечению срока выполнения предписаний об устранении нарушений, при поступлении информации об угрозе, по поручению Президента или Правительства Российской Федерации, по требованию прокурора.

Вместе с тем, как отмечается в пояснительной записке Правительства, «положения № 294-ФЗ не учитывают особенности осуществления строительной деятельности: период строительства объектов может составлять менее года, для строительства конкретного объекта может быть образовано отдельное юридическое лицо, районы строительства, реконструкции объектов, в отношении которых экологический надзор характеризуется удаленностью от мест проживания граждан, труднодоступностью, отсутствием в Росприроднадзоре информации о начале строительства».

Кроме того, Градостроительным кодексом предусмотрено, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объектов в эксплуатацию Росприроднадзору необходимо провести проверку соответствия построенного объекта требованиям природоохранного законодательства. Вместе с тем Росприроднадзор не имеет оснований для проведения соответствующей проверки, обладая законодательно установленными полномочиями по эконадзору при строительстве, не может их реализовать из-за отсутствия порядка организации и проведения проверок, учитывающего особенности проведения контрольных мероприятий при строительстве.

В связи с этим законопроектом предусматривается установление особенностей организации и проведения проверок, аналогичных установленным законодательством о градостроительной деятельности в отношении госстройнадзора. Проверки будут проводиться без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок, на основании поступивших в Росприроднадзор извещений о сроках начала и окончания строительства, об устранении нарушений и о фактическом окончании строительства. Основанием для проведения проверки является и сама программа проверок, разрабатываемая Росприроднадзором, а также установление обязанности застройщика или технического заказчика о направлении извещения о начале строительства в Росприроднадзор.

Программа проверок соблюдения экологических требований при строительстве, реконструкции будет формироваться в зависимости от: завершения выполнения определенного этапа работ (например, реализация технических решений по очистке сточных вод, по охране атмосферного воздуха, выполнение мероприятий по рекультивации загрязненных земель и т.п.); проведения определенных этапов строительных работ, в период которых происходит наибольшее воздействие на окружающую среду (например, образовывается наибольший за период строительства объем отходов).

Для усиления ответственности за нарушение экологических требований законопроектом вносится дополнение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП). За невыполнение в установленный срок предписания Росприроднадзора об устранении нарушений законодательства устанавливаются дифференцированные размеры административных штрафов по составам административных правонарушений от 50 тыс. рублей до 1 млн рублей.

Кроме того, законопроектом предусматривается наделение полномочиями органов государственного строительного надзора по рассмотрению дел об административных правонарушениях, в отношении которых предусмотрено осуществление государственного экологического надзора в рамках государственного строительного надзора.

По мнению Правительства, принятие указанных изменений позволит повысить не только эффективность мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований природоохранного законодательства при строительстве, реконструкции объектов, но и ответственность природопользователей за надлежащее исполнение ранее выданных предписаний. n>