logo

В Госдуме состоялся круглый стол, посвященный вопросам подготовки инженерных кадров и технического персонала для учреждений сферы культуры. Нехватка квалифицированных инженеров в сфере искусства, на подмостках главных театров страны и телестудиях, серьезные проблемы с обучением таких специалистов – волнуют представителей творческих профессий.

Заместитель генерального директора Государственного академического Большого театра России Андрей Проничев подчеркнул, что успех постановки во многом зависит от труда инженеров: для постановки оперы «Манон Леско» инженеры Большого театра создали огромную куклу, решив сложную инженерную задачу, и это произвело на зрителей большое впечатление.

«В общей сложности в Большом театре около 1200 инженерно-технических сотрудников. Это огромный технический комплекс: две сцены, художественно-производственный комбинат. Необходимо, чтобы как можно больше людей узнавали, что в театре существуют театрально-технические специальности, которые очень востребованы и дефицитны на рынке труда. Наша задача – сделать так, чтобы молодежь обладала информацией не только о востребованности этих профессий, но и о вузах, колледжах, которые готовят таких специалистов. Поэтому необходимо создать портал, посвященный техническим профессиям в сфере искусства, где можно будет получить всю необходимую информацию», — считает Проничев.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что квалифицированные инженеры в сфере искусства и спорта, как правило, легко находят себе работу с достойной оплатой. Но существует серьезная проблема с финансированием обучения таких специалистов – ежегодно в Москве и Санкт-Петербурге предусмотрено всего восемь бюджетных мест для их обучения. Кроме того, после обучения в двух столицах выпускники как правило не возвращаются в регионы. Вариантами решения проблемы может стать следование схемам целевого набора студентов на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, а также обращение к государственным органам с просьбой об увеличении финансирования обучения, развитие интернет–обучения, интернет-изданий, создание профильных порталов. По мнению директора Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова Кирилла Крока, инженеров следует обучать на базе театральных профессиональных вузов, более четко говорить о том, что в театре востребованы не только актеры, но и разноплановые специалисты, в том числе – инженеры, которые должны уметь работать со сложным высокотехнологичным театральным оборудованием.

«Проблема в том, что практически все учебные заведения готовят инженеров широкого профиля. Когда эти выпускники приходят на объект, где будут работать, им нужна более локальная информация. Как эффективно им помочь, дать необходимую информацию для совершенствования профессиональных навыков – вопрос очень актуальный. Со своей стороны мы публикуем информацию на сайте, для студентов колледжа проводим экскурсии в телецентре «Останкино», — отметил главный оператор Телевизионного технического центра «Останкино» Александр Ершов.

Кроме того, он подчеркнул, что в рамках встречи удалось обсудить перспективу взаимодействия «Останкино» с МГТУ им. Н.Э. Баумана в сфере оптики, разработок, связанных со светом и цветом: «На телевидении такие варианты инженерных разработок очень нужны, сейчас время быстрых движений, быстрых световых палитр, и взаимодействие с ведущим техническим вузом страны позволит нам развивать эту сферу», — считает Ершов.

«Приятно, что тема, которую мы предложили, оказалась настолько актуальна, – отметила инициатор дискуссии, руководитель фестиваля «От винта!», председатель Комиссии по развитию детского и молодежного научно-технического творчества при Общественном Совете Минпромторга РФ Виктория Соболева. – Двенадцатый год мы работаем с ребятами – начинающими инженерами, которые разрабатывают не только модели из сферы машиностроения, но и интересуются инженерией в искусстве, способами создания декораций, работой на телевизионных и мультипликационных студиях — такие экспонаты были представлены на выставке работ участников фестиваля «От винта!» в Госдуме. Постепенно пришло понимание, что дальше развиваться таким ребятам попросту не удастся, так как система образования предусматривает самые минимальные возможности для их обучения».

«Очень важно, что состоялась такая дискуссия. Представители театрального сообщества и технических вузов услышали друг друга, сделали определенные выводы, и, думаю, это даст определенный вектор развитию инженерии в искусстве. Особую сложность представляет то, что инженеры, которые работают в театре и на телевидении, должны уметь не только изобретать сложные конструкции и разрабатывать инновационные технические решения, но и на профессиональном уровне контактировать с режиссерами, актерами, операторами и осветителями. Инженерия в искусстве — достаточно обособленная и специфичная, но от этого не менее значимая сфера инженерного дела и в целом промышленности», — подчеркнул первый зампред Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев.

Активное участие в дискуссии приняли и.о. начальника управления правового обеспечения и имущественных отношений Департамента культуры города Москвы Александр Дружинин, директор театра «Сатирикон» Анатолий Полянкин, декан факультета ФГОУ ВПО «Школа-студия имени Вл.И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А.П. Чехова» Виктор Шилькрот, президент Национальной Инновационной Корпорации «НАЦИНПРОЕКТ» Лев Лацман, Российский журналист, радио- и телеведущий, режиссёр Фекла Толстая, заместитель Председателя СТД РФ (ВТО) по творческим вопросам Дмитрий Мозговой, заместитель директора ГБПОУ г. Москвы «Театральный художественно-технический колледж» Наталья Подбуртная, начальник художественно-технической службы художественно-производственного комплекса Большого театра России Сергей Телеганов, заведующий художественно-производственным комплексом Большого театра России Павел Куликов, заместитель директора ГБПОУ г. Москвы «Театральный художественно-технический колледж» Юлия Кореняко, журналист, сценарист, художественный руководитель «Школы игрового театра» Лариса Максимова, председатель Московского фонда сохранения культуры Денис Шмидт, художник, советник художественного руководителя Электротеатра Юрий Станиславский, продюсер ФГУП «ТПО Киностудия «Союзмультфильм» Дмитрий Писаревский, арт-директор ФГБУК «Федеральная дирекция культурно-массовых мероприятий» Кристина Трубинова.