logo

2 ноября состоялось очередное заседание Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций под председательством Сергея Гаврилова.

Комитет в качестве соисполнителя рассмотрел законопроект № 1069701-6 «О внесении изменений в статью 14.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», внесенный группой депутатов Государственной Думы шестого созыва.

Представляя на заседании от имени разработчиков внесенный полгода назад законопроект, Ольга Тимофеева напомнила о предыстории его создания и инициативе ОНФ, поддержанной поручением Президента России об увеличении доли собственников при приятии решений относительно использования или продажи земельного участка. По словам О.Тимофеевой, законопроектом предусмотрено увеличить кворум, необходимый для признания правомочным общего собрания участников долевой собственности, с 20 до 50% от общего числа участников.

Заместитель председателя Комитета Наталья Костенко в своем выступлении поддержала концепцию законопроекта, направленную на переход к закрепленному положениями Гражданского кодекса Российской Федерации универсальному порядку определения кворума собраний граждан, в частности, собраний сособственников. Такой порядок требует участия в собрании не менее 50% участников гражданско-правового сообщества, при этом решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания. Комитет рекомендовал Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.

В ходе рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона № 1051971-6 «О внесении изменения в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», внесенного членом Совета Федерации И.Чернышенко, первый заместитель председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Дмитрий Вяткин акцентировал внимание, что при общей поддержке концепции законопроекта, законопроект может быть снят автором, так как в принятом Думой шестого созыва так называемом «пакете законов Яровой», эти вопросы полностью урегулированы.

Законопроектом предусматривается введение определенных ограничений на миссионерскую деятельность иностранных лиц на территории Российской Федерации. В ходе обсуждения законопроекта члены Комитета также отмечали, что законопроект фактически дублирует уже включенную в упомянутый Федеральный закон и вступившую в силу правовую норму. В этой связи Комитет принял решение рекомендовать Государственной Думе отклонить законопроект.

Комитет в качестве соисполнителя рассмотрел в части, относящейся к вопросам своего ведения, законопроект № 1160742-6 «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве».

Законодательную инициативу Правительства России на заседании представил начальник отдела разграничения государственной собственности на недвижимость Департамента недвижимости Министерства экономического развития Максим Харитов.

По его словам, внесенный Правительством законопроект направлен на приведение правового регулирования в сфере садоводства, огородничества и дачного хозяйства в соответствие с действующим законодательством. В нем определяются особенности правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

В настоящее время распространённой организационно-правовой формой некоммерческих организаций является садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество. Законопроектом предлагается сократить количество организационно-правовых форм товариществ собственников недвижимости до двух: садоводческое некоммерческое товарищество и огородническое некоммерческое товарищество. Переоформление учредительных документов ранее созданных некоммерческих объединений граждан урегулированы в переходных положениях законопроекта. Для устранения правовой неопределённости также предлагается отказаться от понятия «жилое строение», которое не предусмотрено Жилищным кодексом.

Законопроектом вводится понятие «садовый дом», для размещения которого не требуется разрешения на строительство. Устанавливается, что садовый (дачный) земельный участок может использоваться для строительства жилого дома – объекта индивидуального жилищного строительства, пригодного для постоянного проживания граждан. На огородном земельном участке граждане вправе размещать только хозяйственные постройки, не являющиеся объектами капитального строительства.

Предлагается установить общие принципы расчёта взносов в товариществах и цели их расходования, а также порядок подготовки финансово-экономического обоснования размеров взносов, утверждаемого общим собранием членов товарищества. Предусматривается создание органов управления садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ по аналогии с органами управления, которые были созданы в соответствии с действующим Федеральным законом №66, за исключением собрания уполномоченных, поскольку такой орган управления не предусмотрен Гражданским кодексом.

Кроме того, законопроект регулирует отношения, связанные с оборотом имущества общего пользования товарищества, включая возможность передачи общего имущества садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, включённых в границы территории товарищества. Предлагается отказаться от используемого Федеральным законом №66 механизма договоров, заключаемых с лицами, ведущими садоводство, огородничество и дачное хозяйство на земельных участках, расположенных в границах территории товарищества, не являющимися его членами. Законодательно закрепляется обязанность таких лиц платить за создание и использование имущества общего пользования товарищества в порядке, установленном уставом товарищества, что снизит риск уклонения от заключения таких договоров и их невыполнения.

По мнению Правительства, «принятие законопроекта будет способствовать созданию прозрачной системы правового регулирования отношений в сфере садоводства, огородничества и дачного хозяйства, соответствующей действующему гражданскому, жилищному, земельному и градостроительному законодательству».

Комитет одобрил концепцию законопроекта и рекомендовал Государственной Думе принять его в первом чтении. Активное участие в обсуждении документа приняли члены Комитета Ольга Баталина и Максим Иванов, высказавший ряд замечаний и предложений по доработке проекта данного федерального закона ко второму чтению.

В ходе рассмотрения организационных вопросов, Комитет утвердил положение о Благодарности Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций и положение об Экспертном совете Комитета. Председатель Комитета Сергей Гаврилов проинформировал участников заседания об относящихся к ведению Комитета направлениях расходов средств федерального бюджета, предусмотренных проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов».