logo

26 июня в Иркутске, в рамках региональной недели, состоялось расширенное заседание Межфракционной группы «Байкал», в которую входят депутаты Государственной Думы, представляющие Иркутскую область, Республику Бурятия и Забайкальский край. В работе также приняли участие депутаты региональных Законодательных собраний, представители правительства Иркутской области, общественности, мэры муниципальных образований, расположенных на побережье Байкала.

Депутат Государственной думы Андрей Чернышев, открывая заседание межфракционной группы, обозначил главные вопросы повестки: работа над программой «Байкал – Великое озеро Великой страны» и исполнение поручения Президента по приведению экологических требований на территории Байкальской экологической зоны в соответствие с нуждами по созданию системы жизнедеятельности для местного населения.

В 2016 году Президентом Владимиром Путиным и депутатами Госдумы была поддержана предложенная регионами концепция приоритетного проекта «Байкал – великое озеро великой страны». Однако Минприроды России при работе над ним подвергло существенным изменениям его концепцию, переименовав приоритетный проект в программу «Уникальный Байкал». Одним из основных отличий новой концепции нового документа стало полное исключение из него вопросов социально-экономического развития Байкальской природной территории.

Как отметил председатель Законодательного собрания Иркутской области Сергей Брилка, сегодня необходимо еще раз проанализировать предложения по развитию территорий, прилегающих к Байкалу, это связано, в том числе, с поручениями В.Путина по итогам прямой линии с населением России, куда поступило обращение жителей острова Ольхон.

Заместитель министра экономического развития Иркутской области Марина Петрова и представитель клуба «Байкальские стратегии» Роман Ищенко рассказали об основных параметрах «отвергнутого» приоритетного проекта «Байкал – великое озеро великой страны». На эколого-экономическое развитие иркутского побережья Байкала планировалось предоставить 139 млрд рублей. Эта сумма включала финансирование программ по сохранению водной среды и биоразнообразия в Байкальской природной территории, по обеспечению жизнедеятельности местного населения, ликвидации накопленного экологического ущерба. По оценке экспертов, сумма, которая предложена в новой программе «Уникальный Байкал», меньше, однако эффективность у программы комплексного развития существенно выше.

Исполняющий обязанности министра природных ресурсов Республики Бурятия Юрий Сафьянов поддержал иркутских коллег, отметив, что проект требуется доработать. Он заявил, что сумма финансирования по первоначальной концепции только на программы, касающиеся комплексного социально-экономического и экологического развития Байкальской природной территории в Республике Бурятия определялась в размере 318 млрд рублей, сейчас же на три региона предложено 94 млрд рулей.

Андрей Чернышев отметил, что долгое время главной экологической угрозой Байкалу оставался Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. «Недавно нам удалось его закрыть, но последствия его деятельности до сих пор не ликвидированы, — подчеркнул депутат. – За последние два-три года появилось  много новых вызовов – это и снижение уровня воды Байкала, и распространение патогенных водорослей, и сокращение популяции омуля, и гипотетическая, но вполне реальная тема строительства ГЭС в Монголии, и резкий рост туризма».

Комитет Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям выступил с инициативой установления межпарламентского взаимодействия с законодательным органом Монголии для обсуждения вопросов строительства монгольских ГЭС на притоках Селенги – крупнейшей водосборной артерии Байкала.  

Перейдя ко второму вопросу, участники заседания заслушали предложения мэров муниципальных образований прилегающих к Байкалу территорий, касающиеся развития этой зоны. В частности, мэр Ольхонского района Андрей Тыхеев обратил внимание на сложности в реализации федерального законодательства на территории центральной экологической зоны озера Байкал. По его словам, из-за неурегулированного статуса земель здесь не были реализованы права граждан по «дачной амнистии», невозможно предоставлять землю под индивидуальное жилищное строительство льготным категориям граждан и под ведение крестьянским фермерских хозяйств.

Глава администрации города Байкальска Василий Темгеневский заявил, что экологическое законодательство ограничивает возможности территории даже в части коммунального развития: до сих пор не принято решение о строительстве нового городского теплоисточника, который должен заменить котельную остановленного в 2013 году Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Он заявил, что, несмотря на банкротство БЦБК, не решены вопросы ликвидации этого предприятия и высказал опасения относительно реализации имущественного комплекса и обязательств по ликвидации экологического ущерба, накопленного в результате деятельности комбината. «Требуется создать единую управляющую компанию, которая занялась бы вопросами БЦБК, под эгидой государства, но не бизнеса», — настаивал Василий Темгеневский.

Председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев, обсуждая вопросы формирования предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы природоохраны и природопользования в Байкальской природной территории, заявил, что необходимо сформулировать взвешенные предложения. Он обратил внимание на то, что 22 июня Президент подписал перечень поручений, в котором есть пункт о завершении корректировки границ водоохранной зоны озера Байкал для обеспечения жизнедеятельности населения в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории со сроком исполнения – 1 марта 2018 года, и призвал  «всех немножечко поменять направление дискуссии».

Как отметил Н.Николаев, «сейчас пришло время работы с текстом», и сообщил, что от республики Бурятия «поступил целый пакет законопроектов, которые уже можно обсуждать». Председатель профильного Комитета Госдумы пояснил, что поступают инициативы по уменьшению границ Байкальской природной территории, и обратил внимание на недопустимость таких решений, поскольку в этом случае возникнут разногласия в исполнении международных обязательств России: «У нас есть одна важная тема: Байкал является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. У нас сейчас совпадают границы ЮНЕСКО и Байкальской природной территории, хотя они не нанесены. Если мы подвинем границы БПТ, и они не будут совпадать с границами объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, то это значит, что мы не сможем выполнять свои международные обязательства. Мы не можем это допустить ни в коем случае. Президент на прямой линии, когда к нему обратились жители Ольхона, сказал очень важную вещь: что все эти предложения нужно обсуждать, в том числе, с участием международных экологических организаций».

Н.Николаев предложил в течение ближайших двух месяцев собрать инициативы Республики Бурятия и Иркутской области, и уже в сентябре-октябре приступить к их обсуждению с участием экологических организаций. Он отметил, что межфракционная группа «Байкал» является лучшей площадкой для решения сложных вопросов Байкальской природной территории, где на стадии первоначального обсуждения и формирования концепции будут учтены предложения всех парламентских политических партий.

Предыдущая новость

В.Володин в Сеуле провел ряд двусторонних встреч с участниками второго Совещания спикеров парламентов Евразии

Читать
Следующая новость

Ольга Епифанова: Россия может стать ведущим посредником по мирному урегулированию всех противоречий на Корейском полуострове

Читать