logo

14 июня на очередном заседании Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений состоялось обсуждение проекта федерального закона № 133118-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В настоящее время в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты документов территориального планирования, градостроительного зонирования, проекты планировки территории, проекты решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проекты решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, проекты планов и программ  развития муниципальных образования, проекты правил благоустройства территорий в обязательном порядке выносятся на публичные слушания. Процедура проведения публичных слушаний предусматривает очное собрание граждан и непосредственное обсуждение вышеуказанных проектов в градостроительной сфере с должностными лицами органа местного самоуправления и представителями разработчиков соответствующих проектов.

         В законопроекте предлагается вместо публичных слушаний проводить общественные обсуждения проектов в сфере градостроительства. Согласно законопроекту формой проведения общественных обсуждений по данной тематике будет размещение информации о градостроительных проектах с сопроводительными материалами на специально предназначенном для публичных обсуждений сайте в сети «Интернет» с последующим обсуждением гражданами – участниками общественного обсуждения посредством размещения замечаний, предложений, комментариев по представленным проектам.

         По мнению депутатов-членов Комитета, отказ от сложившейся в течение более чем 10 лет практики проведения публичных слушаний по вопросам градостроительства представляется необоснованным.

         Специфика проведения таких слушаний, состоящая в личном диалоге между органами местного самоуправления и активными гражданами по вопросам, непосредственно затрагивающим жителей соответствующих муниципальных образований, позволяет обеспечить непосредственное взаимодействие гражданского общества и органов власти, помогает последним выявить общественные настроения, ответить на волнующие граждан вопросы, получить альтернативные предложения и при необходимости существенно скорректировать первоначальные проекты градостроительных документов.

         Комитет полагает, что замена такой формы общественного диалога, как публичные слушания, исключительно общественными обсуждениями на специализированном сайте сети Интернет существенно ограничивает возможности такого диалога из-за того, что далеко не все граждане Российской Федерации имеют надежный доступ к Интернету и соответствующие навыки работы в нем.

         По мнению участников обсуждения, наиболее эффективным способом общественного контроля в сфере градостроительных проектов является сочетание действующего формата публичных слушаний с предусмотренной законопроектом организацией общественного обсуждения в дистанционной форме в сети Интернет.

Законопроектом предусмотрено проведение общественного обсуждения путем размещения представляемого проекта в информационной системе и (или) на сайте в сети Интернет и путем проведения экспозиции. Однако необходимо учесть, что далеко не все органы местного самоуправления обладают техническими и кадровыми возможностями для массового внедрения и использования платформ, позволяющих проводить общественное обсуждение проектов в электронном виде. Внедрение подобных систем потребует дополнительных затрат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

         Комитет считает, что законопроект требует доработки с учетом указанных замечаний и предложений.

Вторым вопросом повестки дня Комитет рассмотрел проект федерального закона № 85747-7 «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «О политических партиях».

В соответствии с действующим законом членом политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. В законопроекте предусматривается, что членами политической партии могут быть также граждане, достигшие возраста 16 лет с письменного согласия законных представителей (родителей, усыновителей или попечителя).

В ходе обсуждения законопроекта депутаты Государственной Думы-члены Комитета отметили, что согласно статье 60 Конституции Российской Федерации гражданин может в полном объеме осуществлять свои права и обязанности с 18 лет, в том числе как активное избирательное право (избирать), так и пассивное избирательное право (быть избранным) в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» наступает также с 18 лет. Аналогичное правило установлено и в отношении участия в других избирательных действиях, например, в агитации за кандидатов на выборные должности – в них могут принимать участие граждане, которым на день голосования исполнится 18 лет.

По мнению участников обсуждения, действующие правовые нормы Федерального закона «Об общественных объединениях» предоставляют гражданам, не достигшим 18 лет, возможность участвовать в общественной жизни страны посредством членства в молодежных общественных объединениях (с 14 лет) и детских общественных объединениях (с 8 лет). При этом такие объединения могут создаваться при политических партиях, что позволяет несовершеннолетним гражданам оказывать влияние на деятельность соответствующей политической партии, а по достижении 18 лет осознанно вступить в партию.

Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений рекомендовал Государственной Думе отклонить законопроект.