logo

6 декабря 2017 года состоялось очередное заседание Комитета по бюджету и налогам.

В рамках подготовки ко второму чтению Комитет рассмотрел законопроект № 48913-7 «О внесении изменений в статьи 169 и 251 Налогового кодекса Российской Федерации» (в части уточнения сведений, указываемых в счете-фактуре, а также доходов, не учитываемых при определении налоговой базы), принятый в первом чтении 27.01.2017. Ко второму чтению поступили две поправки, одна из которых предлагает изменить название законопроекта, другая – корректирует сроки вступления закона в силу, обе были рекомендованы к принятию. Законопроект был рекомендован к принятию во втором чтении.

При обсуждении законопроекта возник вопрос о сроках подготовки Правительством нормативных актов, требующихся для реализации законов. В соответствии с недавно принятыми изменениями в Регламент Госдумы, законопроекты, предусматривающие основания, порядок  и условия предоставления гражданам мер социальной поддержки или иные расходы федерального бюджета, и для реализации которых необходимо принятие предусмотренных законопроектом нормативных правовых актов Правительства, могут быть вынесены на рассмотрение в третьем чтении только после поступления в Госдуму информации Правительства, содержащей подробное изложение основных нормативных предписаний и сроков принятия этих документов, отметил председатель Комитета Андрей Макаров. Это требование было согласовано с Правительством, но часто не выполняется, из-за чего затягивается принятие важных законов, особенно в налоговой сфере. Председателя поддержали другие депутаты, подтвердившие, что отсутствие постановлений Правительства приводит также к тому, что многие принятые законы не работают. А.Макаров выдвинул предложение о введении в текст законов формулировки, увязывающей их вступление в силу не с датой официального опубликования, а с принятием необходимых актов Правительства, что заставит министерства работать оперативнее.

Также был рассмотрен законопроект № 34564-7 «О внесении изменений в статьи 251 и 262 Налогового кодекса Российской Федерации» (в части уточнения доходов и расходов, связанных с приобретением прав на результаты интеллектуальной деятельности), внесенный Правительством.

Законопроектом предлагается дополнить перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленных в ходе проведённой налогоплательщиком инвентаризации имущества и имущественных прав. Данная норма будет применяться в отношении имущественных прав, выявленных с 1 января 2017 года и до 1 января 2019 года в ходе проведенной налогоплательщиком инвентаризации имущества и имущественных прав.

Также вносятся изменения в статью 262 Кодекса в части расширения перечня расходов на оплату труда работников, участвующих в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. К данным расходам также будут относиться начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели, а также расходы на страховые взносы. К затратам, к которым для целей налога на прибыль организаций применяется коэффициент 1,5, относятся также расходы на приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности, но только в случае их использования в НИОКР. Одновременно поправки дают налогоплательщику право не представлять в налоговый орган отчет о выполненных научных исследованиях и  опытно-конструкторских разработках или отдельных этапах работ в случае, если он размещен в определенной Правительством государственной информационной системе.

Поддержав такие цели законопроекта, как стимулирование НИОКР, а также стимулирование получения патентов на результаты разработок, депутаты высказали беспокойство в связи с тем, что в случае принятия закона, его реализация может привести к значительным издержкам бюджетов субъектов Федерации, а источники компенсации выпадающих доходов не ясны. В связи с этим было предложено отложить принятие решения по законопроекту до проведения в ближайшие недели консультаций с представителями Министерства образования и науки, регионов, экспертным сообществом.

Рассмотрение законопроектов на пленарном заседании запланировано на 10 февраля.