logo

Сергей Нарышкин провел заседание Совета по образованию и науке при Председателе Госдумы. Участники заседания обсудили правовое регулирование научной и научно-технической деятельности.

С.Нарышкин, в частности, отметил, что увеличение государственного финансирования науки все еще не сопровождается аналогичным вкладом со стороны предпринимательского сообщества, бизнеса и не приводит к повышению уровня «инновационности» отечественной экономики.

«А это еще и вопрос национальной безопасности. Концепция развития и правового регулирования научной и научно-технической деятельности должна дать четкие ответы на подобные вызовы», — подчеркнул С.Нарышкин.

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов рассказал о работе над концепцией нового закона о научной, научно-технической и инновационной деятельности. Министр сообщил, что проект концепции, в создании которой участвовали порядка 60 экспертов, в целом готов. В ходе работы учтено более 300 замечаний.

По его словам, документ призван сформировать целостную, упорядоченную и сбалансированную систему современного законодательства, которое создаст условия для быстрого развития науки и технологий. Необходимо обеспечить комфортную среду для профессиональной и личностной самореализации тех, кто занимается научным творчеством.

Предполагается также сформировать конкурентную систему поддержки науки и повысить интерес бизнеса к отечественным проектам и разработкам.

Д.Ливанов сообщил, что в девяти главах концепции охвачены все аспекты научной и научно-технической деятельности, включая научно-экспертную и научно-просветительскую. Систематизированы права и обязанности субъектов такой деятельности. Установлены государственные гарантии ученым, меры их социальной поддержки.

В присвоении научных степеней основную роль будет играть уже не государство, а профессиональное научное сообщество.

Планируется также создать целостную систему норм в отношении инфраструктуры и информационного обеспечения научной деятельности. Важная роль отводится открытым публичным государственным информационных системам. «Они станут инструментом трансфера результатов исследований и разработок в бизнес и экономику», — пояснил министр.

Отдельную главу предполагается посвятить технопаркам, академгородкам и наукоградам.

Окончательный текст законопроекта, по словам Д.Ливанова, будет готов к середине 2017 года.

Президент национального исследовательского центра «Курчатовский институт», член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук, сосредоточившись на тактических и стратегических приоритетах развития науки и технологий, призвал к отчетливому пониманию соотношения между ними. Тактические приоритеты, пояснил он, обеспечивают сегодняшние нужды, а приоритет стратегический всегда долгосрочен и предусматривает не создание товаров, а изменение технологического уклада.

В современном мире, заметил М.Ковальчук, лидерство обеспечивается технологическим превосходством и контроль над технологиями становится так же актуален, как и контроль над вооружениями, а потому будущее России в развитии природоподобных технологий и конвергенции различных наук и дисциплин.

Председатель Комитета по науке и наукоемким технологиям Валерий Черешнев усомнился в целесообразности включения в закон о науке раздела об инновационной деятельности. «Слишком большая специфика», — аргументировал он.

В то же время, полагает он, следует четче определить участия бизнеса в развитии науки и влияния государства на формирование приоритетов. Критерии эффективности научных организаций тоже должны быть определены в законе.

Первый заместитель председателя Комитета по науке и наукоемким технологиям Владимир Кононов уверен, что к обсуждению концепции нового закона нужно привлекать не только научное сообщество, но и представителей национальной инновационной системы, а заведующий кафедрой юриспруденции Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана Борис Коробец считает, что концепция должна быть тесно связана с системой управления интеллектуальной собственностью. С этим согласна и Руководитель Аппарата Джахан Поллыева, по словам которой, тема чрезвычайно актуальна: борьба в сфере интеллектуальных прав и прав на разработки обещает быть не менее острой, чем борьба за авторские права.

Другой не менее важной проблемой была названа чрезмерная бюрократическая нагрузка в сфере образования и науки.

«Объемы отчетной документации, как в сфере науки, так и в сфере образования растут год от года. Это отнимает время и отвлекает силы от основной деятельности», — заметил заведующий лабораторией Института органической химии имени Н.Д.Зелинского РАН Александр Терентьев.

Председатель Комитета по образованию Вячеслав Никонов причину чрезмерной бюрократизации видит в отсутствии органа, который бы регулировал «бумагооборот». В связи с этим «возможности для творчества» различных ведомств ничем не ограниченны.

Сергей Нарышкин напомнил, что по поручению Президента Правительство готовит законопроект о госконтроле и надзоре. В него, по мнению Председателя Госдумы, должны быть включены положения, которые позволят снизить избыточную отчетность в образовании и науке.

Участники заседания обсудили также вопрос о подготовке концепции школьного преподавания обществознания.

По словам и.о. ректора Государственного академического университета гуманитарных наук Дениса Фомина-Нилова, большинство участников общественных и профессиональных дискуссий на эту тему сходятся во мнении, что обществознание должно быть обязательным школьным предметом. При этом действующая модель преподавания оценивается на «тройку».

Острее всего дискутируется вопрос о том, с какого класса начинать обучение. Кто-то предлагает с первого, кто-то с пятого или с седьмого. Ряд экспертов полагает достаточным курс обществознания, рассчитанный на учеников 10-11-х классов. При этом все согласны с необходимостью усилить внимание к изучению основных российских законов и синхронизировать курс обществознания с преподаванием истории, географии и литературы.

Д.Фомин-Нилов также сообщил, что Концепцию планируется обсудить на очередном съезде учителей права и обществознания, который откроется 17 мая в Санкт-Петербурге, а уже в июне документ может быть направлен на рассмотрение в Правительство.

Проректор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова Сергей Шахрай предложил в рамках курса усилить блоки «экономика» и «право». А по мнению Джахан Поллыевой, правовой блок должен стать центральным ядром предмета «обществознание».

«Это и есть та базовая дисциплина, вокруг которой предстоит построить учебник, — уверена она. — Жизнь общества во многом зависит от государственных постулатов и правовых норм, поэтому именно правовые знания нужно давать школьникам в первую очередь». 

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о