logo

23 августа в рамках рабочей поездки в СЗФО Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин  принял участие в заседании областного педагогического совета «Ленинградская область: от качества образования к качеству жизни».

Открывая в качестве почетного гостя пленарное заседание педсовета, Сергей Нарышкин отметил значимость Дня знаний как «события, к которому загодя готовятся миллионы людей», по его словам, «1 сентября собирает – самую большую аудиторию в стране», а вынесенные на августовские педсоветы «вопросы связаны как с готовностью всей инфраструктуры – вплоть до классов и парт, так и с содержанием учебных программ, с новациями, без которых современное образование просто уже не представить».

Говоря о работе над новой концепцией обществознания и о второй год реализуемом новом стандарте преподавания истории Отечества, разработка которого проводилась под эгидой Российского исторического общества,  он отметил «очень широкое общественное обсуждение», опора на которое «всегда помогает добиться лучшего результата и в образовании, и в здравоохранении, а тем более в политике».

Электронные носители информации и быстрые коммуникации, по мнению Сергея Нарышкина, «несут не только выгоды от неограниченного доступа к информации, но и иллюзию доступности знаний», поэтому «перед российским образованием стоит крайне непростая задача не отстать от времени и растущих запросов общества, одновременно с этим сберечь опытный учительский корпус, который является носителем отечественных традиций, одна из которых – это стремление к лидерству в глобальном образовательном пространстве».

Говоря о стратегических вызовах, Председатель Госдумы  напрямую связал уровень подготовки школьников и студентов с будущим экономики,  национальной обороны и в целом российской государственности.

Одобрение учителей вызвала информированность С.Нарышкина об их нуждах: проблемах финансирования, излишнем бюрократическом давлении, нехватке личного свободного времени для индивидуального подхода к каждому ученику. «Надеюсь, уважаемые коллеги, что вместе нам удастся изменить ситуацию, разгрузив учителей от несвойственных им занятий. Результат, уверен, не заставит себя ждать. И проявится во многом, в том числе в росте ключевых показателей по всем отраслям и по всей стране», — сказал Председатель Госдумы, отметив «хорошие позиции» в сфере образования, которые Ленобласть «сейчас занимает по сравнению со многими другими регионами».

Главная цель на современном этапе, по словам С.Нарышкина, «заключается в том, чтобы отечественное образование было конкурентоспособным в мире, чтобы всеми осознавался престиж интеллектуального труда, а потенциал нации укреплялся через воспитание культуры освоения знаний. Именно отсюда вырастает зрелое и ответственное гражданское общество, а значит крепнет сама страна, её государственная и правовая система».

Говоря о базовом законе «Об образовании», принятом в текущем созыве Госдумы в 2012 году, он подчеркнул, что закон «ещё будет совершенствоваться», так как «крайне важно, чтобы седьмой созыв сохранил преемственность, внёс свой вклад в развитие этого и других основополагающих правовых актов». Одним из таких является положение о свободе педагогической деятельности,  её реализация, по мнению С.Нарышкина, «на практике должна быть безусловной целью как для государственных органов, так и для самого учительского сообщества, только так мы вырастим поколение, умеющее самостоятельно мыслить, обладающее высоким правосознанием и подлинным, а не показным, патриотизмом».

Такие задачи, по словам С.Нарышкина, ставятся в рамках недавно созданного президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, для этого реализуется федеральный проект «Школа-2025», пионером которого стала Ленинградская область, где вводится более 6,5 тысяч новых мест в школах. Особо Председатель Госдумы подчеркнул, что одна из главных образовательных инвестиций – это заработная плата педагогов. «Развивая экономику, улучшая деловой климат, налоговую и бюджетную систему, мы будем создавать условия, чтобы материальный достаток российских учителей рос и в полной мере соответствовал их высокому призванию»,- заявил он, выразив уверенность, что новый Министр образования разделяет эту позицию.

В завершении своего выступления Сергей Нарышкин поблагодарил всех педагогов Ленобласти «за неравнодушный труд и те совершенно неформальные усилия, которые помогают каждому стать личностью, помогают раскрыть способности и сделать верный выбор дальнейшей профессии», и пожелал, чтобы работа приносила удовлетворение и радость.

Первый заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк в своем выступлении  рассказала о стратегии образования в  стране и Ленобласти, о разработке «предметных концепций». По ее словам, эта работа должны быть завершена по всем предметам до 2020 года. Отметила, что образование должно создавать все условия для гармоничного развития каждого ребенка, включая умственно-неполноценных, чтобы «каждый ребенок был готов к взрослой жизни».

Важнейшие проекты, по словам Н.Третьяк, строительство и преобразование школ в современное учебное пространство, внедрение  в учебный процесс «электронной школы» –  создание электронного комплекта всех школьных учебников с 1 по 11 классы. Говорила замминистра и о поднятии статуса современного учителя, повышении квалификации, социальных гарантиях и даже о снятии фильмов и передач об учителях, об оплате труда и прозрачности ее формирования. Призвала педсовет «сформулировать свои предложения в адрес Правительства России».

Губернатор Ленинградской области Александр  Дрозденко в своем выступлении сделал акцент на качестве образования как качестве жизни. Своей задачей он видит «обеспечение доступности образования для каждого ребенка, даже в самой отдаленной и малокомплектной школе Ленобласти». Эта работа, по его словам, будет продолжена, например, в формировании одного юридического лица для школы и сада. Будет в области расширяться доступная среда для детей с особенностями развития и получения ими образования в общеобразовательных школах. Обеспечить таких детей техническими средствами для обучения – первоочередная задача руководства региона.

А.Дрозденко затронул задачи в развитии профессионального образования. Главная — создание современных рабочих мест для детей из неблагополучных семей и выпускников детских домов. По его словам, «невозможно развитие качественного образования без инвестиций», 4, 8 млрд рублей на сегодняшний день составили инвестиции  в систему образования Ленобласти, большая часть средств – реновации и пристройки  уже существующих школ. Говоря о системе оплаты в образовании, заявил, что «выдерживается планка» и даже превышает на 5% в целом по экономике, а до конца года намечен показатель увеличения зарплат в системе образования — 8%.

Председатель Законодательного собрания Ленинградской области Сергей Бебенин  поблагодарил родительские комитеты, педагогов и областной отдел образования за конструктивную работу при обсуждении законодательства, констатировал, что в пятом созыве было принято в профильный закон более 70 поправок профессионального педагогического сообщества. Председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова в своем выступлении остановилась на  технологиях современного образовательного процесса и работе по поддержке молодых учителей, рассказала о новшествах.

Председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергей Тарасов выразил уверенность, что еще предстоит многое сделать, чтобы превратить современную школу в инновационную. Уделил внимание важным для региона направлениям: внедрению стандартов образования, подготовке кадров, поддержке опытных учителей, обеспечению местами в дошкольных учебных заведениях детей до 3-х лет, патриотическому воспитанию, дополнительному и профессиональному образованию, рассказал о внедренной в области системе оценки качества образования.

 

На панельной дискуссии также обсуждался широкий круг вопросов. В частности, неоднократно подчеркивалось, что «учитель выигрывает и войну, и трудовой подвиг, поскольку имеет неограниченную власть над душами людей». Состоялось интерактивное голосование и подведение итогов дискуссии, была принята резолюция педагогического совета.  Лучшие педагоги получили награды Минобрнауки России,  Правительства и Законодательного Собрания Ленинградской области, Всероссийского педагогического собрания.