logo

19 октября состоялось очередное заседание Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений.

В рамках заседания был рассмотрен подготовленный ко второму чтению законопроект № 217271-7 «О внесении изменений в статью 314 Федерального закона «О некоммерческих организациях», предусматривающий наделение органов исполнительной власти субъектов Федерации полномочиями осуществлять оценку качества услуг, оказываемых социально ориентированными НКО, а также территориальных органов уполномоченного органа (Минюста России) полномочиями по принятию решений о признании социально ориентированных НКО исполнителями общественно полезных услуг и включении таких организаций в соответствующий реестр.

По мнению профильного Комитета, предлагаемые законопроектом изменения позволят каждой социально ориентированной некоммерческой организации в регионах в максимально короткие сроки получить заключение госорганов о надлежащем качестве оказываемых услуг и войти в реестр исполнителей общественно полезных услуг. Законопроект рекомендован к принятию во втором чтении.

В ходе рассмотрения проекта федерального закона № 236830-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» один из авторов законопроекта — депутат Государственной Думы Анатолий Выборный отметил, что предлагаемые законодательные новеллы соответствуют международным обязательствам Российской Федерации по противодействию коррупции и направлены на ограничение максимальных размеров вступительного и членского партийного взноса, что исключит финансирование партий в обход правил прозрачности.

В законопроекте предлагается установить предельную сумму вступительного и (или) членского взносов одного члена партии в течение года в размере 4 миллионов 330 тысяч рублей (аналогично предельной сумме пожертвований от физического лица за год).

Предлагается исключить установленные федеральным законом «О политических партиях» условия раскрытия политической партией в своем сводном финансовом отчете и сведениях о поступлении и расходовании средств информации о члене политической партии и о размере расходовании средств информации о члене политической партии и о размере его денежных средств, поступивших в качестве вступительного и (или) членских взносов.

Размер пожертвования, вступительного или членского взноса, превышение которого влечет необходимость раскрытия в сводном финансовом отчете сведений о жертвователях, внесших пожертвования, либо о членах политической партии, уплативших вступительные и (или) членские взносы, будет устанавливаться ЦИК РФ.

Председатель Комитета Сергей Гаврилов подчеркнул, что деятельность политических партий должна зависеть исключительно от позиции и интересов избирателей, при этом должна иметь прозрачную схему финансирования.

Комитет рекомендовал Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении.

На заседании также был рассмотрен законопроект № 436400-6 «О внесении изменений в федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», предлагающий лишать иностранного гражданина разрешения на временное проживание или вида на жительство при наличии вступившего в законную силу приговора суда либо неснятой или непогашенной судимости за совершение любого умышленного преступления.

Член Комитета Рамзил Ишсарин отметил, что проектируемая норма не учитывает характер и степень общественной опасности преступления, обстоятельства его совершения и личность виновного, что нарушает принцип справедливости, применяемый к лицу, совершившему преступление. Также парламентарий напомнил о том, что Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» предусмотрено принятие решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации в случае, если оно создает реальную угрозу безопасности государства, общественному порядку, здоровью населения. Принятие такого решения является основанием для последующего отказа во въезде в Российскую Федерацию.

В связи с вышесказанным Комитет рекомендовал Государственной Думе отклонить указанный законопроект.

В рамках заседания с докладом о реализации Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» выступил заместитель Руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом Игорь Бабушкин. По мнению представителя ведомства, «после издания данного Федерального закона в 2010 году процесс передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения вышел на совершенно новый уровень».

По данным Росимущества, за последние четыре года рассмотрено и принято положительное решение о передаче имущества религиозным организациям различных конфессий по 482-м объектам. Также в рамках развития законодательства о памятниках истории и культуры совместно с Министерством культуры и Министерством экономического развития Российской Федерации были оптимизированы требования к составу документации заявителей, исключены требования о предоставлении проекта охранного обязательства, что позволило существенно сократить сроки рассмотрения заявок и исключить случаи необоснованных отказов.

Руководитель Юридической службы Московского Патриархата Игуменья Ксения Чернега отметила, что Федеральный закон предусматривает достаточно гарантий для государственных и муниципальных учреждений и предприятий, занимающих здания религиозного назначения на правах оперативного управления или хозяйственного ведения, и прекратить права таких организаций без предоставления им иных помещений можно только в том случае, если у них имеется дополнительная площадь, достаточная для осуществления уставной деятельности. Таким образом, выселение государственных предприятий «на улицу» данным Федеральным законом не допускается.

В обсуждении вопроса также приняли участие Представитель Федерации Еврейских общин России, Руководитель образовательных программ Йонатан Фелдман и Представитель Центрального духовного Управления мусульман России в городе Москве Шамиль Кадыргулов.

Подводя итоги дискуссии, Председатель Комитета Сергей Гаврилов отметил, что правоприменительная практика показала эффективность и работоспособность Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», который в полной мере защищает права как религиозных организаций, так и государственных организаций, занимающих передаваемые здания, и на данном этапе не требуется внесения каких-либо существенных изменений.