logo

Комитет по образованию 18 февраля провел парламентские слушания на тему: «О состоянии и перспективах развития высшего образования в Российской Федерации».

В дискуссии приняли участие депутаты, представители федеральных министерств и ведомств, региональных органов исполнительной и законодательной власти, руководители вузов.

Открывая слушания, председатель Комитета Вячеслав Никонов констатировал, что вопросы высшего образования вызывают большое общественное внимание. От качества образования и специалистов зависит работа всех без исключения отраслей экономики.

«С одной стороны, мы можем быть довольны нашим высшим образованием, во всяком случае, по количеству людей с вузовскими дипломами, — сказал он. — Но оснований для особой радости нет, потому что часто за этими цифрами стоят не самые качественные вузы и программы. Порой за этим стоят показатели, которые не отражают интеллектуального лидерства».

По словам В.Никонова, на одно только перечисление «проблемных зон» высшего образования уйдет немало времени. Это и порядок приема студентов, и условия обучения и проживания, размер платы за обучение, проблемы качества и стандартов образования, последующее трудоустройство, критерии оценки эффективности и, конечно, финансирование.

Заместитель министра образования и науки Александр Климов сообщил, что задача обеспечения доступности бесплатного высшего образования успешно решена: на протяжении последних четырех лет каждый второй выпускник школы может поступить на бюджетную форму обучения в вуз. Работа над качеством образования продолжается.

Заместитель министра также рассказал, что отраслевые министерства и объединения работодателей с учетом мнения субъектов Федерации прогнозируют до 2020 года возрастающую потребность в педагогах, медиках и инженерах. Необходимы будут специалисты в сфере информационных технологий, ядерной энергетики, авиационно-космической техники, технологий кораблестроения. Бюджетный прием на названные направления последовательно увеличивается при одновременном сокращении приема по направлениям «экономика», «менеджмент», «юриспруденция». В 2017 году 60% бюджетных мест придется на инженерные (46%) и педагогические (14%) специальности. Конкурс на эти направления уже заметно вырос, и большинство выпускников находит работу в течение первого года, в то время как самый низкий уровень трудоустройства по специальности «экономика».

Особое внимание уделяется развитию инженерного и педагогического образования. Расширяются связи с крупнейшими промышленными предприятиями и госкомпаниями и практика целевого обучения. создание базовых кафедр, ежегодно растет доля прикладного бакалавриата, где практической компоненте уделяется особое внимание

В числе приоритетов А.Климов назвал концентрацию ресурсов и построение крупных научно-образовательных комплексов.

Заместитель председателя Комитета по образованию Надежда Шайденко затронула вопрос законодательного определения статуса аспирантуры, которая с некоторых пор стала третьим уровнем образования. Но большое количество современных аспирантов не планируют в перспективе заниматься научной деятельностью. Ученая степень стала атрибутом социального престижа. А среди тех, кто готов заниматься наукой, около 40% предпочли в качестве места работы Германию, Англию, Францию и Канаду.

Заместитель председателя Комитета Государственного Собрания Республики Марий Эл по социальному развитию, ректор Поволжского государственного технологического университета Евгений Романов предостерег от системных ошибок в ходе реформирования высшей школы. Безусловно, стране нужны университеты мирового уровня. Но можно ли без региональных вузов решить в полной мере задачу кадровой поддержки развития регионов страны, остается вопросом. Треть структуры несырьевого экспорта России составляет продукция ТЭК, металлургии, АПК, объекты производства которых сконцентрированы по регионам. В то же время с каждым годом растет отток кадров и интеллекта из регионов в крупные мегаполисы, особенно в столицу. Только единицы, окончив столичный вуз, возвращаются на свою малую родину.

«В итоге, — сказал Е.Романов, — в глубинке образуется интеллектуальная пустыня, а в сельской местности — пустыня в прямом смысле слова. Только в 2014 году население малых городов и сел уменьшилось на 200 тысяч человек. Уезжают из-за желания скорейшего трудоустройства и последующей социализации в крупном мегаполисе. А экономика региона так и остается без интеллектуальной подпитки. Конечно, жесткого распределения быть не может, но нужно учитывать не только личные интересы выпускника, но и интересы государства».

Первый заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин акцентировал внимание на реорганизации и ликвидации вузов. Федеральная целевая программа развития образования, по его оценке, глубоко ошибочна, так как базируется на ложных тезисах. Студентов стало почти вдвое больше, чем в советское время, но при этом «бюджетные» сократились. Вузов тоже стало больше, чем было в Советском Союзе, но в расчете на душу населения это все равно меньше, чем в США. Нет доказательств и тому, что чем крупнее вуз, тем умнее студенты. «Во всем мире лучшие вузы с наивысшим рейтингом или средние или небольшие. А самые крупные вузы дают обычное массовое образование. И то, что многопрофильные вузы лучше профильных, тоже неправда», — уверен О.Смолин.

Президент Финансового университета при Правительстве Алла Грязнова призвала не ставить знак равенства между процессом оптимизации и процессом слияния и поглощения вузов. Последний, по ее словам, зачастую приводит к потере управляемости и профессионализма.

Директор Института образования человека, член-корреспондент РАО Андрей Хуторской многие проблемы современного высшего образования связывает с отсутствием соответствующей официально утвержденной доктрины образования. Необходимо также отработать и зафиксировать механизмы взаимодействии разных типов заказчиков образования — студентов, работодателей, регионов, страны в целом.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x