logo

10 ноября 2016 года Комитет по бюджету и налогам рассмотрел основные характеристики проекта федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, а также программу приватизации и Федеральную адресную инвестиционную программу.

Первый заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко сообщила, что обсуждаемым проектом предусмотрены доходы федерального бюджета в 2017 году в размере 13 487,6 млрд. рублей, в 2018 – 14 028,5млрд. рублей и в 2018 – 14 844,8 млрд. рублей. В 2017-2019 годах ожидается увеличение (соответственно на 0,9%, 4% и 5,8%) доходов федерального бюджета по сравнению с 2016 годом, при этом соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов незначительно изменится в пользу ненефтегазовых доходов. При этом Т.Нестеренко обратила внимание на то, что в 2016 году были впервые установлены единые методики прогнозирования для большинства администраторов бюджета, поэтому в проекте нет доходов, которые не были бы подкреплены расчетами. Эта работа будет продолжена, в перспективе – создание Единого реестра доходов.

Расходы запланированы в объёме 16 240,8 млрд. рублей в 2017 году, 16 039,7 млрд. рублей в 2018 году, и 15 987,0 млрд. рублей в 2018 году.

Дефицит снижается на 1-процентный пункт ежегодно, то есть с 3,2% в 2017 году до 1,2% в 2019 году. Основными источниками финансирования дефицита будут выступать госзаимствования и средства суверенных фондов, а также средства от приватизации. Еще один источник финансирования бюджетного дефицита — реализация госзапасов драгоценных металлов и камней.

Объем привлечения средств на внутреннем рынке составит 1,9 трлн. рублей в 2017 году, 1,6 трлн. рублей в 2018 году и 1,7 трлн. рублей в 2018 году. На погашение государственных ценных бумаг выделено соответственно 228, 531 и 638 млрд. рублей. Внешние заимствования запланированы в суммах в 2017 году – 7 млрд. долларов, в 2018 и 2019 – по 3 млрд. долларов. В целом госдолг остается в границах допустимого риска (менее 20% ВВП)

Представляя программу приватизации, заместитель Министра экономического развития Евгений Елин, обратил внимание на то, что при планировании доходов от приватизации важно исходить из максимально консервативного прогноза, чтобы иметь стопроцентную уверенность в том, что запланированный доход будет получен. Приватизация в 2017-2019 годам будет производиться по двум направлениям – приватизация акционерных обществ и приватизация крупных предприятий, по которым принимается специальное решение Президента и Правительства. От приватизации акционерных обществ ожидается поступления в размере 18,7 млрд. рублей в 2017 году, 13,6 млрд. рублей в 2018 году и 13,9 млрд. рублей в 2019 году. Из «большой» приватизации на 2017 год запланированы сделки по продаже пакета акций Банка ВТБ (95 млрд. рублей) и Совкомфлота (24 млрд. рублей). Возможно, что состоятся еще несколько подобных сделок, например, в рамках сокращения доли РФ в уставном капитале Сбербанка, программа подобных мероприятий сейчас рассматривается в Правительстве. В случае, если эти продажи состоятся, возможно получение дополнительных доходов в размере 490-500 млрд. рублей.

Рассказывая о Федеральной адресной инвестиционной программе, Е.Елин сообщил, что её общий объем 707 млрд. рублей, и он сильно сократился по сравнению с предыдущими годами. Особенно сильно пострадали такие разделы, как образование или социальный комплекс. В условиях ограниченности финансов при формировании Программы ставилась задача избежать возникновения брошенных объектов. В итоге в Программу включено 880 объектов, из них 236 должны быть введены в эксплуатацию в 2017 году. Вновь включенных объектов 104, из них в 2017 году включены 40. По 17 документации нет – в основном это объекты на территории Крыма или связанные с проведением в России крупных спортивных соревнований. В дальнейшем, заверил Е.Елин, практика включения в Программу объектов, не обеспеченных необходимой документацией, будет прекращена.

Работу над основным финансовым документом Комитет продолжит рассмотрением включенных в проект бюджета государственных программ.