logo

На рассмотрение Государственной Думы поступили законодательные инициативы Президента России №120319-7 «О внесении изменения в статью 30 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» и проекты федеральных законов №120360-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и №120374-7 «О внесении изменения в статью 150 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Проектом федерального закона № 120360-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» нормы федеральных законов приводятся в соответствие со структурой федеральных органов исполнительной власти, изменившейся в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 151 «О Федеральном архивном агентстве».

Правовое регулирование отношений в сфере архивного дела в настоящее время осуществляется Федеральным законом от 22 октября 2004 года №125 «Об архивном деле в Российской Федерации», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации. Вместе с тем вопросы организации архивного дела на муниципальном уровне управления недостаточно урегулированы.

Законопроектом предлагается включить в систему правового регулирования отношений в архивной сфере муниципальные нормативные правовые акты, что позволит муниципальным образованиям осуществлять управление архивным делом в пределах своих полномочий.

Также предлагается установить конкретный срок исполнения частным лицом, приобретшим право собственности на документы Архивного фонда Российской Федерации, обязанности по уведомлению об этом уполномоченной организации. В действующей редакции Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» срок исполнения указанной обязанности не установлен, что позволяет правопреемникам документов, отнесенных к Архивному фонду Российской Федерации, не исполнять ее в течение неопределенного времени.

Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» новой статьей, объединив в ней положения закона, связанные с порядком установления и исчисления сроков хранения архивных документов.

Необходимость внесения поправок обусловлена противоречиями в порядке исчисления сроков хранения документов по личному составу. Во-первых, срок хранения любых документов не должен зависеть от места их хранения, как это предусмотрено действующей редакцией Закона «Об архивном деле в Российской Федерации». Во-вторых, в практике архивного дела и делопроизводства в соответствии с общими положениями перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 года №558, срок хранения документов исчисляется с 1 января года, следующего за годом, в котором было завершено их формирование в дела, а не со дня их создания, как это установлено в действующей редакции закона.

Применение на практике действующей редакции может привести к неоправданной расшивке дел, сформированных по году окончания их делопроизводством. В связи с этим предлагаются уточненные формулировки, связанные с дифференциацией сроков хранения документов по личному составу в зависимости от года завершения их в делопроизводстве (до и после 1 января 2003 г.).

Учитывая, что отдельные виды документов по личному составу, такие как приказы о дисциплинарных взысканиях, ежегодно оплачиваемых отпусках, отпусках в связи с обучением, о дежурствах и другие, всегда имели и продолжают иметь кратковременный срок хранения (пять лет), необходимо законодательно определить, что 75-летний (до 1 января 2003 г.) и 50-летний (после 1 января 2003 г.) сроки хранения документов по личному составу, установленные данной статьей, не распространяются на документы, для которых действующими перечнями установлен иной срок хранения.

Законопроектом предлагается также внести изменения в ряд федеральных законов в связи с изменением органа, осуществляющего руководство деятельностью Федерального архивного агентства, и заменить устаревшие наименования федеральных органов исполнительной власти (Государственная архивная служба).

Также корреспондирующие изменения вносятся законопроектами России №120319-7 «О внесении изменения в статью 30 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» и №120374-7 «О внесении изменения в статью 150 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Принятие федеральных законов в целях устранения имеющихся противоречий в действующем федеральном законодательстве, установления единого и понятного порядка исчисления сроков хранения архивных документов будет способствовать дальнейшему развитию архивного дела и делопроизводства в Российской Федерации.