logo

На рассмотрение Государственной Думы поступил проект федерального закона № 17179-7 "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Разработанный Правительством законопроект устанавливает правовые условия функционирования внеуличного транспорта и основы организации транспортного обслуживания населения внеуличным транспортом в Российской Федерации, регулирует отношения, возникающие между перевозчиками и пассажирами при оказании услуг по перевозке, а также определяет особенности регулирования труда отдельных категорий работников внеуличного транспорта.

Документом восполняется пробел в правовом регулировании, который возник при формировании российского законодательства в сфере городского пассажирского транспорта, железнодорожного транспорта и иных сфер законодательства.

Целесообразность его принятия в Правительстве объясняют рядом социально-экономических и правовых причин, в частности, ускоренными темпами автомобилизации крупных городов и проблемами организации дорожного движения, в том числе перевозок городским общественным транспортом. Ссылаясь на зарубежный опыт предоставления транспортных услуг населению, путь решения проблем видят в «развитии внеуличного пассажирского транспорта, конкурентоспособного по качеству (скорости передвижения, доступности, комфорту) и стоимости транспортных услуг».

Развитие внеуличных видов транспорта, как указывается в пояснительной записке к законопроекту, приведет: к улучшению экологической ситуации, повышению транспортной доступности за счет охвата районов с не развитой автодорожной инфраструктурой и за счет скорости движения, к развитию национальной промышленности в инновационных направлениях (снижение шума, увеличение скорости движения, новые строительные технологии).

В России из внеуличных видов транспорта наиболее распространен метрополитен. Наряду с ним существуют монорельсовый транспорт, подвесные канатные дороги, транспортные фуникулеры, позволяющие разгрузить автомобильные дороги и обеспечить безопасность, комфорт и ритмичность перевозок в крупных российских городах.

Подготовка специализированного закона является актуальной потому, что в федеральном законодательстве о городском пассажирском транспорте, внеуличный транспорт исключен из сферы правового регулирования. В настоящее время отсутствует четкое законодательное определение понятий: "внеуличный транспорт", "метрополитен", "фуникулер транспортный (наземная канатная дорога транспортная)", "подвесная канатная дорога транспортная", "монорельсовый транспорт", хотя данные термины употребляется в законодательных актах. Фрагментарно урегулированы вопросы разграничения собственности на имущество внеуличного транспорта, порядка возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров причиненного при перевозках пассажиров этим видом транспорта, а также отдельные вопросы, связанные с организацией деятельности данных видов транспорта.

Механизмы организации транспортного обслуживания населения внеуличным транспортом в настоящее время осуществляются исходя из сложившейся практики в соответствующих регионах, что приводит к утрате единства регулирования, в том числе в вопросах технической эксплуатации и правил движения, говорится в пояснительной записке.

Предметом правового регулирования законопроекта являются преимущественно гражданско-правовые отношения. В документе устанавливаются понятийный аппарат и способы госрегулирования внеуличного транспорта, вводится требование о разработке на федеральном уровне типовых правил технической эксплуатации для каждого вида такого транспорта, за исключением транспортных подвесных канатных дорог и фуникулеров. Также предусмотрена разработка субъектами Федерации правил технической эксплуатации и правил пользования внеуличным транспортом в соответствии с типовыми правилами с учетом региональных особенностей. Кроме того, устанавливается порядок осуществления государственного контроля и надзора в этой области.

Проект федерального закона состоит из шести глав, отражающих основные содержательные и смысловые блоки, это: общие положения; полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления в области внеуличного транспорта; эксплуатация внеуличного транспорта; перевозка пассажиров и ручной клади внеуличным транспортом; особенности регулирования труда отдельных категорий работников внеуличного транспорта; заключительные и переходные положения.

В связи с наделением Ространснадзора дополнительными полномочиями потребуется выделение дополнительных средств из федерального бюджета (на год) на фонд оплаты труда для дополнительной штатной численности 288 работников центрального аппарата 130 709,1 тыс. рублей и 1 604 035,8 тыс. рублей для 5 709 сотрудников его территориальных органов. Для исполнения дополнительных полномочий центральному аппарату Ространснадзора, в соответствии с расчетами, необходима дополнительная штатная численность (21 сотрудник) с фондом оплаты труда 9 530,871 тыс. рублей, а территориальным органам на 65 единиц соответственно 18 262,79 тыс. рублей, итого — 27 793,661 тыс. рублей.

В 5 субъектах Российской Федерации, в которых функционирует метрополитен, предварительно установлен объем финансовых средств из федерального бюджета, необходимый на обеспечение исполнения передаваемых органам государственной власти субъектов полномочий по контролю в области технической эксплуатации метрополитенов и монорельсового транспорта и правил пользования внеуличным транспортом.

Расходные обязательства на обеспечение функций государственных органов, в том числе территориальных органов, по исполнению дополнительных полномочий будут осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)" в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы". Ориентировочно дополнительный объем финансовых средств на эти цели для 7 субъектов Российской Федерации может ежегодно составлять 83,4 млн рублей при штатной численности 72 человека.

Настоящий Федеральный закон, в случае принятия, вступит в силу с 1 января 2017 года, за исключением ряда положений, для которых установлен иной срок, изданные ранее нормативно-правовые акты будут применяться в части, не противоречащей закону. Его принятие не повлечет изменения или принятия федеральных законов, но потребует принятия целого ряда нормативно-правовых актов.