logo

Депутат Государственной Думы Константин Затулин выступил с законодательной инициативой № 105115-7 «О внесении изменений в Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» в отношении приема в гражданство Российской Федерации ребенка, один из родителей либо усыновителей которого является гражданином Российской Федерации или приобретает гражданство Российской Федерации».

«Целью поправок является создание максимально упрощенного порядка получения российского гражданства проживающим за рубежом ребенком, один из родителей или усыновителей которого — гражданин Российской Федерации, либо приобретает гражданство Российской Федерации», — отмечает К.Затулин.

Необходимость поправок автор объясняет тем, что по действующему закону обязательное согласие родителя-иностранца «зачастую становится непреодолимым препятствием для оформления российского гражданства ребенку, проживающему за рубежом и являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства». Отсутствие у ребенка российского гражданства приводит к невозможности защиты его интересов Россией и существенно затрудняет реализацию родителем-соотечественником минимального объема родительских прав, гарантируемых законодательством Российской Федерации, а родитель-иностранец оказывается в более выигрышном положении с точки зрения реализации своих прав, имея весь комплекс правоприменительных механизмов, предусмотренных иностранным законодательством.

Как отмечает депутат, такое неравенство в правовом положении родителя-иностранца и родителя-гражданина России противоречит статье 61 Семейного кодекса Российской Федерации, закрепляющей за обоими родителями равные права и обязанности в отношении своих детей. Законопроект призван уравнять обоих родителей в правах, гарантируемых статьей 61 Семейного кодекса Российской Федерации.

Также законопроект устраняет неравенство в решении вопроса о гражданстве родных и усыновленных детей, устанавливая равные права усыновителей и родителей при приобретении гражданства детей.

Возможность принятия в российское гражданство ребенка по одностороннему волеизъявлению родителя-соотечественника — гражданина России без согласия родителя-иностранца не противоречит существующим международно-правовым подходам к проблематике гражданства детей. Так, в статье 7 Конвенции ООН о правах ребенка предусмотрено обязательство государства — участника Конвенции предоставлять детям гражданство в соответствии с его законодательством. При этом требование о согласии обоих родителей на предоставление ребенку гражданства того или иного государства в Конвенции не содержится.

По словам К.Затулина, вопрос об отмене требования о получении согласия родителя-иностранца настойчиво ставится организациями и частными лицами из числа соотечественников, проживающих за рубежом в многочисленных обращениях, поступающих в Государственную Думу. При этом имеется целый ряд широко известных конфликтов, при урегулировании которых фактор наличия или отсутствия у ребенка российского гражданства сыграл первостепенную роль.

По его мнению, «принятие предлагаемых поправок будет способствовать созданию дополнительного механизма защиты интересов российских граждан, проживающих за рубежом, а также подкрепило бы усилия Российской Федерации по налаживанию и развитию более тесных связей с зарубежными соотечественниками».