logo

В Госдуму поступил Законопроект № 1167644-6 «О внесении изменений в федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», внесенный Правительством.

Действующее законодательство наделяет Центробанк функцией официального статистического учета прямых инвестиций в Россию и прямых инвестиций из России. Для этого Банком России создается специализированная информационная система, основанная на данных регулярной отчетности организаций, охваченных отношениями прямого инвестирования, их анализе и публикации детализированной информации о накопленных остатках прямых инвестиций по субъектам Федерации в разрезе стран-контрагентов и видов экономической деятельности. Учет других, отличных от прямых, категорий иностранных инвестиций в настоящее время не осуществляется. Это обусловлено как особенностями формирования данных, не позволяющими идентифицировать региональную принадлежность сторон сделок, так и объективными сложностями организации полного учета в отдельных секторах экономики. Вместе с тем существует потребность в более широком наборе показателей, характеризующих состояние инвестиционного климата и вложения иностранных инвесторов в экономику регионов. В связи с этим Правительством поставлена задача совершенствования системы учета иностранных инвестиций с целью обеспечения составления и публикации не только данных по прямым инвестициям, но и показателей по другим формам иностранных инвестиций, оказывающим влияние на экономику субъектов Федерации.

Разработка показателей иностранных инвестиций в агрегированном виде в целом по России проводится в рамках формирования Центробанком системы макроэкономических данных по внешнему сектору экономики. Соответственно, решение задачи детализации указанных данных на уровне субъектов Федерации должно осуществляться также в рамках этой системы с тем, чтобы обеспечить сбалансированность и согласованность региональных показателей иностранных инвестиций в составе таких наборов макроэкономических данных, как платежный баланс, международная инвестиционная позиция, внешний долг страны. Сложность сбора детальной информации по статистике внешнего сектора, а также вовлеченность в сбор первичной информации экономических субъектов, не являющихся организациями финансового сектора, обусловливает необходимость прямого наделения Банка России всем комплексом правовых полномочий, который необходим для самостоятельной разработки таких взаимоувязанных наборов данных.

Для решения этой задачи законопроектом вносятся изменения в закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», которые распространяют этот подход на все наборы данных статистики внешнего сектора, формируемой Банком России: платежный баланс России и её международную инвестиционную позицию, статистику внешней торговли услугами и внешнего долга России, статистику международных резервов и прямых инвестиций. При этом для разработки сбалансированной региональной системы показателей иностранных инвестиций предлагается наделить Банк России правом самостоятельно определять перечень респондентов, порядок и формы предоставления ими статистических данных, а также самостоятельно утверждать методологию составления данных. Кроме того, в целях обеспечения надлежащего качества учета иностранных инвестиций законопроектом предлагается закрепить за Банком России право запрашивать и получать необходимую информацию у всех категорий респондентов, включая юридических лиц, не являющихся кредитными организациями.

Одновременно законопроектом вносятся изменения в закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", полномочия Банка России по составлению отчетности по статистике платежного баланса, инвестиционной позиции, внешней торговли услугами, внешнего долга и международных резервов Российской Федерации.