logo

На рассмотрение Государственной Думы поступила законодательная инициатива заместителя председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолия Выборного.

Проект федерального закона № 232807-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности за коррупцию».

В пояснительной записке к законопроекту автор указывает, что, ратифицировав Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года, Российская Федерация взяла на себя международные обязательства по приведению национального уголовного законодательства в соответствие с содержащимися в Конвенции положениями, направленными на борьбу с активным и пассивным подкупом различных должностных лиц как в публичном, так и в частном секторах.

Для однозначной трактовки любой формы неправомерного преимущества, в том числе нематериального характера, независимо от того, имеют ли они поддающуюся оценке рыночную ценность или нет, статьи 204 и 290 Уголовного кодекса Российской Федерации предлагается дополнить указанием на получение услуг неимущественного характера, неимущественных прав или иных неправомерных преимуществ.

Эти деяния наказываются: штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет; или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет, либо исправительными работами на срок от одного года до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет; либо принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет; либо лишением свободы на срок до 4-х лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

Увеличивается и наказание за мелкое взяточничество в размере, не превышающем 10 тыс. рублей, ранее отнесенное к категории небольшой тяжести. Законопроектом предлагается отнесение подобного деяния к категории преступлений средней тяжести. Соответственно увеличиваются сроки давности за дачу и получение взятки с 2-х до 6-ти лет.

Вносимые в Уголовный кодекс изменения направлены на уточнение положений, касающихся привлечения к ответственности за подкуп национальных и иностранных третейских судей. Как считает автор, отсутствие уголовной ответственности третейских судей за злоупотребление своими полномочиями и получение незаконного вознаграждения существенно увеличивает риск коррупционных злоупотреблений.

Законопроектом предлагается распространить на третейских судей действие статьи 202 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей уголовную ответственность за злоупотребление полномочиями частных нотариусов и аудиторов, а также статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающей уголовную ответственность за коммерческий подкуп.

Принятие федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности за коррупцию» не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.