logo

 

13 декабря состоялось заседание Комитета по государственному строительству и законодательству под руководством Павла Крашенинникова.

Одним из пунктов повестки стало обсуждение проекта федерального конституционного закона № 374020-7 «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции», инициированного Верховным Судом Российской Федерации.

Документ представил секретарь Пленума Верховного Суда Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации Виктор Момотов. По его словам, необходимость создания структурно самостоятельных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции «обусловлена высокими стандартами независимости судей и объективности при отправлении правосудия». Он напомнил, что «в настоящее время областные и приравненные к ним суды выступают в качестве судов апелляционной инстанции по отношению к судебным постановлениям, принятым по первой инстанции районными. При этом в кассационном порядке постановления проверяются президиумами тех же судов. Кроме того, судебные коллегии названных судов рассматривают в качестве суда первой инстанции некоторые наиболее значимые или сложные дела (например, убийство двух и более лиц)».

Законопроектом предлагается выделить апелляционную и кассационную инстанции в отдельные суды, которые будут действовать в пределах соответствующих судебных округов. Каждый кассационный и апелляционный судебный округ будет включать в себя несколько регионов. В таком случае рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб и представлений на судебные акты не будет осуществляться в том же субъекте, и тем более в том же суде, который рассматривал дело в первой инстанции.

Соответственно, кассационный суд общей юрисдикции будет вышестоящей инстанцией по отношению к федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям, а апелляционный – вышестоящей инстанцией по отношению к судам субъектов.

Документом предлагается создание девяти кассационных и пяти апелляционных судов.

Председатель Комитета Павел Крашенинников подчеркнул, что введение подобной системы – «абсолютно антикоррупционная мера, которая позволит минимизировать региональное вмешательство».

«Безусловно, на реализацию законопроекта потребуются определенные средства, но самое дорогое – это дешевое правосудие», — добавил он.

Кроме того, П.Крашенинников сообщил, что ко второму чтению будут предложены поправки, касающиеся месторасположения новых судов, срока начала их функционирования, механизма передачи дел.

Комитет поддержал принятие законопроекта в первом чтении. Документ будет рассмотрен на пленарном заседании 16 февраля.