logo

20 февраля в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему «Новые законодательные механизмы финансирования жилищного строительства: цели, формы и условия реализации». В мероприятии, организованном Комитетом по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, приняли участие депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, представители Минстроя, АИЖК, банковского сообщества и строительного бизнеса.

Открывая заседание, председатель Комитета Николай Николаев напомнил, что на недопустимость дальнейшего возложения на граждан всех рисков сферы долевого строительства указал Президент России, по его поручению сейчас разрабатываются новые механизмы финансирования жилищного строительства. Депутат подчеркнул, что одновременно перед законодателями стоит задача обеспечить условия для дальнейшего развития рынка жилищного строительства и не допустить несбалансированного подхода к выполнению Поручения Президента.

По его словам, для осуществления поэтапного замещения привлекаемых для строительства средств граждан через другие формы финансирования необходимо обеспечить готовность банковской системы к ведению банковского сопровождения деятельности застройщиков и к расширению объемов их кредитования для недопущения сбоев в сфере жилищного строительства. В конце прошлого года была разработана и утверждена Правительством «дорожная карта», в которой отражены необходимые законодательные изменения в области долевого строительства, банкротства, налогов и страхования вкладов физических лиц в уполномоченных банках на счетах эскроу, предусмотренных при  использовании механизмов проектного финансирования строительства.

Ожидается, что этот механизм заработает в три этапа, начиная с 1 июля 2018 года, и завершится до 31 декабря 2020 года.

«На сегодняшний день уже можно говорить об общих контурах целевой модели финансирования жилищного строительства. Это обязанность открывать счета эскроу в банке, предоставившем кредитную линию застройщику; установление требований к банкам, в которых могут открываться счета эскроу; исключение обязательности начисления процентов на денежные средства участников долевого строительства по счету эскроу; установление факта постановки объекта на государственный кадастровый учет в качестве основания для передачи средств дольщиков застройщику», — сказал Н.Николаев.

Заместитель Министра строительства и ЖКХ России Никита Стасишин в своем выступлении о реформировании отрасли обратил внимание на необходимость не допустить последствий, которые могли бы затормозить ее развитие и негативно повлиять на доступность жилья. Он также коснулся предложений о предоставлении возможности на федеральном уровне устанавливать и выводить из-под критериев закона требования к застройщикам, в частности, к тем, которые достраивают проблемные объекты. Докладчик подчеркнул, что субъекты, принимающие решение о выдаче застройщикам разрешений о привлечении средств граждан, должны нести ответственность.

«Если они принимают решение о том, что какие либо застройщики являются для них системообразующими с точки зрения жилищного строительства и твердо стоят на ногах, видят их финансовое состояние, если это еще привязать к возможному банковскому сопровождению, тогда пусть принимают решение и берут на себя гарантии», — заявил замминистра.

В связи с этим Николай Николаев напомнил о законопроекте, который Комитет готовит ко второму чтению. Документ предусматривает создание единой вертикали органов государственной власти, которая будет отвечать за контроль и надзор в области долевого строительства и ужесточение ответственности за это. «Законопроект обеспечивает для федерального центра прозрачность рисков и, соответственно, возможность управлять ними», — заключил он.

Финансовый директор АО «АИЖК» Виктор Шлепов доложил о работе компенсационного фонда, созданного для гарантий завершения строительства и защиты интересов граждан-участников долевого строительства, который с начала своей работы – с конца октября 2017 года — собрал около 180 млн рублей, приняв на себя ответственность на сумму около 20 млрд рублей.

В.Шлепов сообщил, что в 1-м квартале 2019 года можно будет подвести первый итог о размере объема риска, возложенного на Правительство, которое до этого момента несли граждане. По предварительным подсчетам, уже понятно, что этот механизм дефицитен, поэтому защита граждан с использованием компенсационного фонда расценивается как переходный этап к целевой модели проектного финансирования, которая предусматривает перераспределение риска.

Докладчик пояснил, что такой переход не предусматривает отказ от долевого участия граждан в строительстве жилья и использования их инвестиционного ресурса: «Средства граждан будут по-прежнему привлекаться к финансированию строящегося жилья, но, что важно, перераспределится риск. А сейчас риск несет гражданин, и часто возникает асимметрия. В конструкции с использованием эскроу-счетов асимметрия исключается – с одной стороны — застройщик, а с другой – банк. Самое главное – выстраивается модель экономических стимулов, когда в каждом проекте появляется участник, который до последнего дня несет на себе риск. Мы получим сильного игрока банковского сообщества, который кровно, своими деньгами, будет заинтересован в том, чтобы проект был доведен до конца. Это самый важный результат перехода на проектное финансирование».

Председатель Правления группы компаний «ПИК» Сергей Гордеев заявил, что «сегодня проводится крупнейшая реформа жилищного строительства, может быть, это одна из крупнейших структурных реформ в экономике России». Он призвал и дальше работать над созданием системы финансирования, которая не допустит появления обманутых дольщиков, предложив обеспечить для системообразующих застройщиков такие условия перехода к новой системе проектного финансирования, при которых не будет резких перепадов, и  введение процесса ужесточения условий будет плавным.

Заместитель Председателя Банка России Ольга Полякова также высоко отметила значимость структурной реформы строительной отрасли, и подчеркнула, что изменения, предложенные на законодательном уровне, отвечают вопросам, которые позволят решить серьезные проблемы, связанные с обманутыми дольщиками. По ее мнению, банковское сопровождение и возможность приостанавливать платежи позволит контролировать целевое использование средств и вести строительство в те сроки и теми этапами, которые предусмотрены.

По мнению докладчика, основной причиной затягивания сроков строительства до конца является отсутствие финансирования по разного рода причинам. О.Полякова подчеркнула, что при введении эскроу-счетов стоимость кредита для застройщиков будет гораздо ниже — это будет «вполне доступный кредитный ресурс», ставка будет ниже 7,5%, если банки будут получать бесплатное фондирование, на которые не будут начислять проценты, а дальше этими средствами будут кредитоваться застройщики.

По оценке Банка России, сегодня 66  банков с высоким рейтингом в разных регионах России  могут заниматься банковским сопровождением.   «Шестьдесят шесть банков – хорошая цифра, которая дает нам уверенность в том, что банковское сопровождение возможно», — заявила зампредседателя Банка России.