logo

Третейское разбирательство в наши дни – одно из перспективных направлений развития судебной системы. Он позволяет снять нагрузку с государственных судов и принять решение в непродолжительный срок. Актуальность третейского разбирательства была подчеркнута и в соответствующих посланиях Президента, отталкиваясь от которых минюст разработал проект федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации».

Законопроект вызвал много вопросов у третейского сообщества, которые, в частности, поднимались и в рамках круглого стола, проведенного депутатом Госдумы Иваном Сухаревым в сентябре этого года.

По итогам заседания, в котором участвовали виднейшие представители российского третейского сообщества, были одобрены поправки, внесенные депутатами от ЛДПР. Часть поправок, внесенных депутатами ЛДПР, была принята.

1 декабря Госдума приняла во втором чтении таблицы поправок к этому проекту. Иван Сухарев вынес на отдельное голосование некоторые из них, наиболее важные.

По мнению депутата, огромный вопрос вызывает необходимость получения третейским судом разрешения Правительства РФ. Трудно предположить, что наши предприниматели, а уж иностранцы тем более, будут доверять такому «государственному»  суду.

По мнению Сухарева, это в корне противоречит задачам повышения инвестиционной привлекательности нашей страны и деоффшоризации ее экономики, в том числе путем повышения авторитета и усиления роли российского третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража.

Более того, согласно Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, такая мера приведет к серьезным проблемам в исполнении решений нашего арбитража за рубежом.

Второе  «слабое» место законопроекта, как считает депутат, избыточный контроль органов федеральной исполнительной власти за деятельностью третейских судов, приводящий к неоправданному увеличению бюджетных расходов. И это при том, что в законопроекте четко прописано: бюджетное финансирование не понадобится.

Более обоснованным и разумным, по мнению депутата, было бы наделить Верховный Суд полномочиями по ведению Единого федерального реестра третейских судов – регулярно обновляемую открытую электронную базу данных, включающую сведения обо всех постоянно действующих третейских судах, созданных в России. Данные из этого реестра могли бы оперативно использоваться при заключении третейских соглашений.

Помимо этого, парламентарий подчеркнул, что вмешательство государственных судов в процедуру отвода арбитров более чем недопустимо. Непонятен и не до конца проработан сам механизм отвода. Мало того, что он также приводит к огосударствлению третейского разбирательства, он еще и снижает до минимума привлекательность третейского разбирательства на территории нашей страны, что, в конечном итоге, играет против российских компаний в случае споров с зарубежными партнерами. Все мы помним печальный опыт с ЮКОСом, отсудившим у нашей страны баснословные деньги за рубежом, и этот печальный опыт должен стать уроком. «В условиях, когда международная обстановка накалена, в отношении России действуют санкции, мы не можем целенаправленно дискредитировать российскую третейскую юрисдикцию как место судебного разбирательства», – пояснил депутат.

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о