logo

20 марта Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды под председательством Владимира Бурматова провел парламентские слушания на тему «Совершенствование государственной политики охраны атмосферного воздуха».

Депутаты Государственной Думы, представители федеральных и региональных органов государственной власти, а также более 200 ведущих экспертов в области охраны окружающей среды в рамках 4-х дискуссионных блоков обсудили: вопросы перехода на наилучшие доступные технологии для снижения загрязнения воздуха; применение механизма сводных расчётов загрязнения атмосферного воздуха; использование системы квотирования выбросов; требования по снижению выбросов загрязняющих веществ в период неблагоприятных метеорологических условий; использование экологически чистого транспорта и внедрение современных систем управления транспортом в населённых пунктах с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха.

Как сообщил председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов, открывая слушания, текущий год Комитет неформально объявил годом охраны атмосферного воздуха. Также председатель профильного комитета обратил внимание на то, что в Послании Президента обозначены конкретные задачи, предлагая разделить дискуссию на тематические блоки, представил проблематику по направлениям.

По словам В.Бурматова, принятый в 2014 году Закон №219 об НДТ — переходе на технологическое нормирование и модернизацию предприятий — до сих пор не сопровожден необходимым количеством подзаконных актов. «С 1 января 2019 года первые 300 предприятий должны начать эту работу, однако правовое поле для этого в полном объеме пока не создано, не принято 14 актов, нет понимания кто в «списке 300» и, главное, как будут выдаваться комплексные разрешения, какие требования к ним и так далее», — сказал В.Бурматов, отметив необходимость соблюдения санитарно-гигиенического законодательства при переходе на НДТ и невозможность дальнейших переносов действия №214-ФЗ из-за отсутствия требований к «счетчикам» и органа власти, который должен эти требования утвердить.

Говоря о механизме сводных расчётов, депутат напомнил, что этой теме был придан импульс на заседании Госсовета по инициативе губернатора Челябинской области, есть и соответствующее поручение Президента. Такие расчеты позволяют учесть в полном объеме вклад автотранспорта и промышленности в загрязнение воздуха, они, по словам Владимира Бурматова, уже проводятся в ряде регионов, но внедрение этой системы потребовало от регионов существенных финансовых затрат.

В ходе слушаний отмечалось, что снижение выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) являются достаточно часто встречающимся явлением: так, в 2016 году в Челябинске количество дней с НМУ составило 182 дня, в Красноярске — 61 день. Кроме того, указывалось, что в решении вопроса НМУ до сих пор используется рекомендательный документ 1985 года, а не нормативный правовой акт. Среди требующих решения проблем эксперты называли оперативное прогнозирование НМУ, отсутствие достаточного числа постов Росгидромета в субъектах Федерации, проведение Росприроднадзором и органами регионального экологического надзора проверок при НМУ.

Заместитель директора департамента госполитики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России Виктория Венчикова подтвердила, что, несмотря на завершение года экологии, работа продолжается: создан перечень предприятий 4х степеней опасности, выпущен специализированный справочник и ряд постановлений, проектов приказов и ведомственных актов, утверждены методики; издано 15 нормативных актов из 19-ти.

Депутат Государственной Думы Виктор Пинский поднял вопросы обеспечения экологической безопасности в городе Находке, представил слайды текущего состояния.

Замдиректора департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития России Юрий Федоров указал на недостаточность средств, выделяемых на обеспечение экологической безопасности предприятий, особенно в условиях санкций, когда предприятия лишены дешевого банковского финансирования. По его мнению, для долгосрочных инвестиций необходимо привлечь для работы над госпрограммой по финансированию зеленых технологий ведущие банки страны.

Во втором дискуссионном блоке проблематику на примере Челябинска, Красноярска, морских портов Ванино и Находка представил Михаил Оводков, начальник Управления госнадзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора Росприроднадзора. По его словам, необходимы четкие и законодательно закрепленные термины для определения условий закрытой перевалки угля.

Исполняющий обязанности министра экологии Челябинской области Яна Куприянова сообщила, что в столь сложной экологической ситуации в регионе не могут отказаться от доработки своей законодательной инициативы по атмосферному воздуху, по пяти зонам риска разработаны расчеты по метеоусловиям.

Разрешительно-надзорный аспект, по мнению замдиректора ФГАУ «НИИ Центр экологической промышленной политики» Минпромторга Россиий Андрея Недре, значим, но «важно при промышленном развитии страны использовать сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха при внедрении НДТ и расчетах эффективности для оказания государственной федеральной поддержки конкретным предприятиям».

В третьем дискуссионном блоке ведущий научный сотрудник Института географии РАН Николай Клюев отметил, что на мировом фоне загрязнения воздуха Российская Федерация «выглядит весьма прилично». Портят картину, по его словам, крупные промышленные города и объемы строительства жилья вокруг двух крупнейших агломераций Москвы и Санкт-Петербурга. На взгляд ученого, для снижения выбросов загрязняющих веществ в период неблагоприятных метеорологических условий и пропорционального распределения их по стране необходимо смещение на Восток и городского строительства, и промышленных объектов. Замминистра экологии и рационального природопользования Красноярского края Игорь Варфоломеев заявил, что внедрение НДТ не даст ожидаемого эффекта без перехода на централизованное отопление в частном секторе и решения вопроса ветхого жилья.

В четвертом дискуссионном блоке поднимались вопросы стимулирования использования экологически чистого транспорта. По мнению экспертов, именно от выбросов автотранспорта в России ежегодно преждевременно умирает практически столько же, сколько гибнет в ДТП. Для улучшения ситуации замдиректора Департамента программ развития Минтранса России Сергей Егоршев настаивал на повсеместном внедрении во всех субъектах Федерации современных систем управления транспортом и использования экологически-чистого топлива, природного газа и электродвигателей в общественном транспорте.

Начальник отдела научно-методических основ моделирования транспортного переноса и учета национальных выбросов АО «НИИ Атмосфера» Ирина Морозова представила проведенные исследования по расчетам эффективности внедрения топлива Евро-5. Ученый из Санкт-Петербурга заявила о необходимости обновления методических рекомендаций по используемым классам двигателей и выдвинула ряд других предложений.

Проблемы, с которыми сталкивается крупнейший мегаполис страны, представила председатель Комиссии Мосгордумы по экологической политике Зоя Зотова. На её взгляд, основным источником загрязнения в столице является транспорт, на предприятиях Москва одна из первых проводит регулярный мониторинг и следит за внедрением НДТ. По её словам, с 2016 года город перешел на Евро-5 и закупает общественный транспорт только с двигателями пятого класса, а с текущего года Москва приступает к закупке электробусов, в течение трех лет ежегодно будет закупаться по 300 электробусов ежегодно.

В ходе слушаний отмечалось, что условия дорожного движения – еще один важный фактор, определяющий объем выбросов от автотранспорта: так как за 15 лет автодорожная сеть страны увеличилась почти в 2 раза, требуются конкретные меры по оптимизации транспортной системы.

По результатам обсуждения будут подготовлены рекомендации Правительству, профильным министерствам и ведомствам, а также органам государственной власти субъектов Российской Федерации.