logo

24 октября Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям провел парламентские слушания на тему: «По вопросам реализации Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

В слушаниях приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, общественных организаций, граждане, живущие на спорных участках. Мероприятие состоялось в ситуационном центре Госдумы, откуда обеспечивалась видеосвязь с регионами. На  конференцсвязь выходили  Кемеровская область, Краснодарский край, Республика Бурятия, Калужская область, Ставропольский край и другие.

О предыстории принятия, так называемого, закона о «лесной амнистии» напомнил участникам слушаний председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. Закон был принят в июле 2017 года. Предполагалось, что сотни тысяч граждан смогут решить проблему ошибочного отнесения их земельных участков к категории земель лесного фонда. Такое несоответствие вызвано наложением данных государственных реестров, что повлекло за собой многочисленные судебные иски, зачастую оборачивающиеся в требования о сносе строений, находящихся на этих участках. После принятия закона на площадке Государственной Думы была создана межведомственная рабочая группа, которая осуществляет мониторинг правоприменения и по обращениям граждан выявляет проблемы, препятствующие его работе.

Председатель Комитета Н.Николаев сообщил, что «на исполнительском уровне крайне слабо ведется работа по установлению границ особо охраняемых природных территорий» (ООПТ). По его словам, в Иркутской области только 9% таких территорий поставлены на учет, а во многих регионах эта работа еще не начиналась, В связи с этим Н.Николаев призвал коллег провести мониторинг в регионах по постановке на учет ООПТ, если в ходе работы будет обнаружена необходимость изменения действующего закона о «лесной амнистии», то соответствующие поправки будут внесены.

Заместитель Председателя Государственной Думы Ольга Тимофеева констатировала, что спешка с принятием закона о «лесной амнистии» себя не оправдала, как системный закон, действующий уже 75 дней, он не работает, так как при принятии закона не было учтено местное законодательство. По её словам, один из резонансных законов, принятых Госдумой седьмого созыва, должен был защитить интересы граждан и юридических лиц, чьи земельные участки оказались одновременно в Государственном лесном реестре (ГЛР) и Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Таких участков в России насчитывалось более 377 тысяч. Однако урегулирование спорных вопросов не должно было ущемлять общие интересы и вести к вырубке лесов. О том, что закон содержит риски сокращения площади лесов, неоднократно говорилось в Комитете Госдумы по экологии и охране окружающей среды в ходе обсуждения и принятия документа, его мнение разделяли общественники, эксперты лесного хозяйства. Компетентные органы указывали на скрытую в законе коррупционную составляющую.

Заместитель Председателя Госдумы отметила, что ежегодно порядка 787 млн рублей в бюджете выделяется на установление границ, однако этих средств недостаточно, так как еще предстоит большая работа. Прошло почти три месяца, а в подавляющем большинстве регионов «лесная амнистия» еще не работает: граждане по-прежнему не могут поставить на кадастровый учет свои участки; суды не могут вынести решения, отказывают в регистрации по той причине, что границы земель лесного фонда, с которым идет пересечение, четко не определены.

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский считает, что закон важен не только для граждан, владеющих 6-ю сотками, но и для бизнеса и частных предпринимателей, которые не могут свою землю должным образом использовать. Как отметил С.Лисовский, ряд регионов воспринимает этот закон «как упрощенное лесопользование». В плане реализации закона, по его словам, Рослесхоз, которому были даны полномочия по установлению участков, направил запросы в регионы, но проявились попытки «заволокитить». Сенатор, избранный от Курганской области, чтобы не допустить формализацию и затягивание процесса, считает необходимым установить четкую методику по установлению участков.

Председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов поставил вопрос полномочий регионов при осуществлении внесения сведений в ЕГРН. Он отметил, что при рассмотрении госпрограммы в рамках бюджета — 2018 не установлены конкретные суммы на проведение работ по определению границ лесничеств и лесопарков и не установлены методики. По его словам в ЕГРН внесено только 25% лесов, а 75% — не учтены. «Нужно зафиксировать четкие критерии отнесения участков к ООПТ», — считает В.Бурматов

Директор Департамента недвижимости Министерства экономического развития России Алексей Бутовецкий показал презентацию о реализации закона, сообщив, что в органы регистрации прав на всю страну за несколько месяцев действия закона подано всего 142 заявления, что не свидетельствует об ожидаемом ранее ажиотаже. По его словам, после вступления в силу закона Минэкономразвития осуществило рассылку, пыталось определить риски при образовании новых земельных участков, установило требования для кадастровых инженеров, в ближайшее время выйдет ряд ведомственных подзаконных актов.

Пример реализации закона по устранению пересечения участков в Московской области представила эксперт Татьяна Миронова, которая отметила, что и разъяснения закона в муниципальных службах, и работа с людьми в Росреестре оставляет желать лучшего.

Заместитель Руководителя Рослесхоза Анастасия Винокурова сообщила, что с 2015 года проводится работа по установке границ лесов и лесопарков, ежегодно по 44,7 млн Га устанавливаются границы. По её словам, еще предстоит установить более 770 млн Га, на эту работу требуются дополнительные средства из бюджета. Говоря о поселках в лесном фонде, отметила, что такую работу провела лишь Орловская область.

В обсуждении участвовала Елена Серова, депутат представила конкретный пример ООПТ Лосиный остров. В ходе слушаний также отмечалось, и это подтвердил парламентский контроль, что приняты не все ведомственные документы, отсутствуют пошаговые инструкции для жителей и органов местного самоуправления, в некоторых муниципалитетах нет информации о лесных участках, которые могут попасть под «амнистию».

Выходившие на видеоконференцсвязь представители регионов  и присутствующие в зале эксперты указывали на риски сокращения лесного фонда, так как в задачи Росреестра, которому по действующему закону фактически переданы права распоряжаться участками, не входит сохранение лесов. Эксперты опасались, что пока на протяжении нескольких лет будут уточняться границы лесов и лесопарков, наиболее привлекательные лесные участки вблизи городов могут быть переведены в другие категории. Общественники подчеркивали, что лес – это национальное богатство, и нельзя общенациональные интересы ставить ниже интересов отдельных граждан и юридических лиц, как, например, в ситуации с Лосиным островом – уникальным заповедным участком вблизи Москвы.

По итогам слушаний и результатам деятельности межведомственной рабочей группы будет подготовлен доклад, после которого Государственная Дума примет решение о необходимости дальнейшего мониторинга исполнения закона «о лесной амнистии». По мнению Ольги Тимофеевой, «лесной амнистии» нужен парламентский и общественный контроль, а также ответственная работа чиновников с конкретными гражданами и их проблемами. Результатом парламентских слушаний должны стать и готовящиеся в профильном комитете рекомендации, которые позволят снизить существующие риски.