logo

14 ноября 2016 года состоялось совместное заседание Комитета по финансовому рынку, Комитета по бюджету и налогам и Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, посвященное обсуждению Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и на период 2018 и 2019 годов.

Председатель Банка России Эльвира Набиуллина отметила, что в условиях наметившихся положительных тенденций в экономике соблазнительно использовать такие меры, как резкое снижение ставок, накачивание экономики дешевыми деньгами, льготное финансирование избранных проектов. Но эти меры, по мнению Центробанка, опасны, так как могут привести к ускорению инфляции, обесценению доходов и сбережений людей, росту долговой нагрузки предприятий. Высокая инфляция снижает конкурентоспособность российского бизнеса, отечественных товаров и услуг, поэтому Банк России ставит в качестве основной задачи обеспечение ценовой и макроэкономической стабильности, снижение инфляции до 4% и поддержание этого уровня. Задача здесь, подчеркнула Э.Набиуллина, не просто в том, чтобы достичь цифр, речь идет о благополучии людей, устойчивости их реальных доходов, сохранности их сбережений.

Центробанк предлагает три варианта прогноза экономического развития в зависимости от цен на нефть – рисковый, консервативный и оптимистичный — и при реализации любого из них, обратила внимание Э.Набиуллина, переход к экономическому росту раньше или позже возможен. Однако для того, чтобы этот рост был устойчивым, необходимы структурные реформы, изменение модели развития, снижение зависимости от внешних условий роста, создание условий для внутреннего потенциала роста.

Особое значение приобретает бюджетная консолидация, предсказуемость финансовой политики. Для этого важно начать обсуждение бюджетного правила, которое даст возможность накапливать резервы, удерживать реальный курс рубля в условиях колебания нефтяных цен, поддерживать конкурентоспособность российских компаний – все это важно с точки зрения долгосрочной перспективы.

Центробанк, заверила Э.Набиуллина, готов работать, решая задачу по обеспечению ценовой и финансовой стабильности, проводить политику, которая обеспечит стабильные макроэкономические условия, даст возможность бизнесу и населению сберегать средства, уверенно их инвестировать в российскую экономику, не опасаясь, что вложенные деньги и усилия будут обесценены высокой инфляцией, долговым или финансовым кризисом.

Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова обратила внимание, что Банк России не просто предлагает три варианта прогноза, но и предусматривает для каждого базовый набор действий. Таким образом, Правительство не окажется неготовым адекватно отреагировать как на кризисную, так и на благоприятную ситуацию.

Прогнозы Правительства и Центробанка, отметила Т.Голикова, во многом схожи, но, тем не менее, по таким показателям как экспорт, импорт и чистый отток частного капитала существенно расходятся. Между тем, эти показатели являются ключевыми при формировании доходов, и то насколько тщательно эти данные будут просчитаны, реально влияет на качество и точность бюджета, который снова принимается на трехлетний период. В целом Т.Голикова посоветовала Правительству внимательнее прислушиваться к оценкам Центробанка, как органа, ответственного за формирование прогнозных и отчетных данных платежного баланса.

Кроме того, уверена Т.Голикова, необходимо в ближайшее время определиться с изменениями в пенсионной системе, в системе здравоохранения и образования – без этого будет очень сложно сформировать расходы всей бюджетной системы на обозримую перспективу, не важно, какая она – трехлетняя, десятилетняя или более долгосрочная. Это бюджетоемкие отрасли, как на федеральном уровне, так и на уровне регионов, и для них особенно важны определенность, понимание, каким образом, в отношении каких людей выстраивается система адресной социальной поддержки, что имеет определяющее значение при изменении структуры расходов.

Также, по мнению Т.Голиковой, особое значение приобретает проведение Центробанком и Правительством согласованной бюджетной, денежно-кредитной и тарифной политики – этот вопрос нуждается в дополнительном нормативно-правовом урегулировании.

Председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков сообщил, что созданная в Госдуме рабочая группа при работе над «Основными направлениями…» подготовила 23 предложения, из которых 17 были в той или иной форме приняты Центробанком. Комитеты отметили, что и низкая инфляция, и финансовая стабильность должны стать факторами, способствующими экономическому росту. Но этого, по мнению депутатов, недостаточно, необходимо также трансформация сбережений в инвестиции, причем инвестиции в те отрасли, которые обеспечат структурную перестройку экономики. При этом особенно важна продуманная налоговая и бюджетная политика, деятельность институтов развития, которая в условиях ограниченности ресурсов обеспечила бы перераспределение финансовых потоков. Это, а также создание устойчивых правил игры, стимулирующих инвестиции – одна из основных задач Правительства.

По мнению А.Аксакова, Центробанк мог бы активнее влиять на экономику, используя такой инструмент как ключевая ставка. Также депутат предположил, что уровень инфляции, которого Банк России намерен достичь, оптимальнее будет указать в форме диапазона, как 4-4,5% или даже 4-5%. Это, по его мнению, оставит возможность для определенного маневра, смягчит жесткость условий. Кроме того, А.Аксаков высказал пожелание получить от Центробанка рекомендации по структурной перестройке экономики – что необходимо сделать Правительству, региональным властям, хозяйствующим субъектам, чтобы эта перестройка, наконец, началась.

От имени Комитетов – участников заседания вопросы представителям Центробанка и Счетной палаты задали Игорь Шубин, Николай Арефьев, Ильдар Бикбаев, Сергей Жигарев.

Депутаты приняли Заключение по документу и Проект постановления Госдумы, а также предложили включить «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и на период 2018 и 2019 годов» в порядок работы пленарного заседания на 18 ноября 2016 года.