logo

26 сентября в Хабаровске прошел выездной круглый стол по законодательному обеспечению развития энергетики Дальнего Востока.

В текущем созыве Государственной Думой были приняты  два федеральных закона, направленных на ускорение развития энергетики Дальнего Востока и Восточной Сибири. Они предусматривают снижение цен (тарифов) на электроэнергию (мощность) для потребителей Дальнего Востока. Эта нагрузка ложится на стоимость производства электроэнергии в первой и второй ценовых зонах оптового рынка, которая будет увеличена в цене надбавкой для ДФО. Комитет по энергетике, отвечавший за рассмотрение законопроектов, полагает, что такой шаг необходим для обеспечения доступа к энергоресурсам по адекватным ценам, для создания инвестиционной привлекательности проектов на Дальнем Востоке.

При этом по поводу дальнейшей судьбы данного механизма уже сейчас идет дискуссия. Как заявил, выступая на круглом столе, зам. директора департамента инфраструктурных проектов Минвостокразвития России Андрей Шляхта, нужны гарантии для долгосрочного планирования, в том числе, и в части расходов на электроэнергию, поэтому три года снижения тарифов — это небольшой срок, даже с точки зрения оценки экономического эффекта действия закона. В Министерстве уверены, что целесообразно было бы внести поправку, продлевающую действие закона до десяти лет.

Однако в Комитете по энергетике полагают, что введение надбавки к цене за мощность для потребителей первой и второй ценовых зон для доведения тарифов на электроэнергию потребителям ДФО до среднероссийских, потенциально содержит ряд вопросов, которые необходимо учитывать. Во-первых, сегодня компенсация тарифа введена для всех категорий потребителей, кроме населения, в том числе, для бюджетных и высокорентабельных предприятий региона. Во-вторых, в отличие от аналогичных мер в отношении Крыма и Калининградской области, эти средства не направляются на модернизацию и строительство новых генерирующих и сетевых объектов на территории ДФО, повышения безопасности энергообеспечения и эффективности функционирования.

«Нам нужен другой подход — субсидирование не собственно электроэнергии, а модернизации электроэнергетики Дальнего Востока, повышение эффективности ее работы, что и даст возможность заморозить и даже снизить в перспективе тариф на электроэнергию. Субсидировать стоимость электроэнергии необходимо только для новых проектов на срок окупаемости, но не более 10 лет», — уверен Председатель комитета по энергетике Павел Завальный.

Директор департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Павел Сниккарс заявил, что Министерство энергетики надеется, что инвесторы, получившие сейчас возможность существенно экономить на электроэнергии за счет введения обсуждаемой надбавки, не будут уповать на механическое продление действия закона, и направят сэкономленные средства, в том числе на развитие энергетического хозяйства региона. «Необходимо рачительное отношение к предоставляемым льготам и планируемым инвестициям», — подчеркнул он. При этом Министерство рассчитывает, что рост энергопотребления регионом Дальнего Востока на 2,6% в год за счет промышленного сектора позволит обеспечить сдерживание тарифов на электроэнергию экономическими методами.

Депутаты Государственной Думы выразили готовность и далее активно работать с представителями профильного ведомства над поправками в обсуждаемый закон, в том числе на площадке Комитета по энергетике.