logo

Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел на специальном заседании проект федерального закона № 15455-7 «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

По мнению представлявшего законопроект заместителя Министра финансов Максима Орешкина, предлагаемый проект позволяет после успешной адаптации платежного баланса, адаптации инфляционной динамики, перейти к адаптации бюджета и далее — к устойчивому экономическому развитию. Положительных тенденций, уверен представитель Минфина, в экономике немало: это и снижение инфляции, и рост доходов населения, и рост конкурентоспособности производств, и рост прибыли. Особое внимание М.Орешкин обратил на снижение бюджетного дефицита, подчеркнув, что это произошло не за счет повышения налогов и сборов, а за счет повышения качества налогового администрирования.

Аудитор Счетной палаты Сергей Агапцов посвятил свое выступление анализу исполнения госпрограмм. Процент исполнения, по его мнению, в большинстве случаев очень низок. Одна из причин этого – ошибки в расчетах при планировании бюджетных ассигнований, в результате которых происходит завышение объемов финансирования, которое повышает риски неисполнения программ. С другой стороны, есть примеры того, как при снижении финансирования исполнители добиваются высоких результатов. Еще один тревожный фактор – высокий уровень дебиторской задолженности.

В дальнейшем обсуждении приняли участие депутаты Виталий Бахметьев, Владимир Сысоев, Валерий Гартунг, Дмитрий Сазонов, Владимир Гутенев, Альфия Когогина, Денис Кравченко, Алексей Канаев, Сергей Пантелеев, Игорь Торощин, Александр Козловский, Андрей Ветлужских. На вопросы парламентариев отвечали заместитель Министра финансов Максим Орешкин и директор Департамента бюджетного и государственных программ Министерства экономического развития Сергей Власов.

В обсуждении были высказаны критические замечания о том, что предложенный проект бюджета в большей степени нацелен на достижение финансовых ориентиров, чем на создание и закрепление положительных структурных изменений в экономике. Нет уверенности, что предлагаемые меры помогут изменить ситуацию, достигнуть намеченных целей. Также, по мнению депутатов, не решается проблема зависимости от нефтегазовых доходов и наращивается государственный долг. Еще одна отрицательная тенденция – урезание инвестиционной составляющей бюджета и высокая централизация налогово-бюджетных полномочий, что уменьшает мотивацию регионов к эффективному развитию.

Одновременно было отмечено, что ответственными исполнителями государственных программ была проведена работа по упорядочению их структурных элементов (подпрограмм и основных мероприятий) и уточнению их целей и задач, что позволит сконцентрировать усилия государства и его финансы на ключевых направлениях. Кроме того, у некоторых госпрограмм улучшен набор целевых показателей, которые теперь позволяют оценить ход выполнения и решение их задач не только качественно, но и количественно.

В целом, несмотря на высказанные замечания, Комитет принял решение рекомендовать Госдуме принять законопроект «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» в первом чтении, проект Заключения Комитета будет доработан с учетом высказанных на заседании предложений и направлен в Комитет по бюджету и налогам.