logo

14 сентября на очередном заседании Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды рассмотрел причины и последствия разрушительных паводков, произошедших в последние годы на территории ряда регионов, и меры, необходимые для защиты территорий от негативного влияния вод.

Треть природных бедствий в России связана с наводнениями. По величине экономического ущерба, числу жертв, по повторяемости наводнения — самые опасные природные катастрофы. В последнее время затапливаемая площадь в России устойчиво растет. В 2017 году разрушительные паводки прошли на территории Ставропольского края, Тюменской области, Приморского края. В Приморье и Тюмени до сих пор ведутся восстановительные работы.

В ходе заседания председатель Комитета Ольга Тимофеева отметила: «В этом году подтопленными оказались 260 населенных пунктов в 51 регионе страны. Средства, которые тратятся на восстановительные работы и компенсации, огромные, более 1,6 млрд. рублей. Надо предупреждать, а не ликвидировать последствия наводнений. Мы запросили информацию Счетной палаты о реализации ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса», основной распорядитель по которой Росводресурсы. Оказалось, за прошлый год программа не выполнена более чем на 700 млн. рублей. Большая проблема и с субвенциями на расчистку русел рек. Регионы не могут получить средства, потому что мероприятия должны быть включены в Схему комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО). При этом корректировка СКИОВО осуществляется 1 раз в 5 лет (согласно приказу Минприроды России). Это реальный бюрократический барьер».

Губернатор одного из пострадавших регионов — Ставропольского края Владимир Владимиров высказал свое мнение о причинах сложившейся ситуации: «Водохозяйственным комплексом края занимаются 3 бассейновые водные управления, 2 федеральных министерства: Минприроды и Минсельхоз, между которыми нет координации, а ответственность за последствия паводков несут региональные и муниципальные власти вместе с МЧС». Глава региона считает, что надо сбалансировать полномочия и ответственность, наладить координацию ведомств. Кроме того, он предложил законодателям вернуться к практике, когда водный налог направлялся в бюджеты субъектов Федерации и муниципальных образований, был источником содержания водохозяйственного комплекса.

Свою позицию на заседании Комитета высказали также вице-губернатор Приморского края Александр Юров и и.о. министра природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Дмитрий Килейко.

Был затронут вопрос по определению границ зон затопления и подтопления. Такую работу регионы обязаны были начать с 2014 года. На данный момент ни один из субъектов Федерации принятые обязательства не выполнил. Напротив, несмотря на ежегодные потопы, практически везде застройщиков неудержимо тянет «поближе к воде», хотя заранее известно, что соответствующие земли могут быть затоплены.

«Мы видим явную «раскоординацию» ведомств, нарушения в градостроительной политике, некачественную реализацию ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса», тысячи бесхозяйных гидротехнических сооружений, которые никто не хочет брать на баланс, чтобы потом не нести за них ответственность. Фактически наши люди в регионах не защищены от того, что в следующем году и так далее паводки будут повторяться. Комитет обращает внимание правительства на выявленные проблемы. Кроме того, есть договоренность, что мы вместе с Комитетом Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям возьмет эту тему под парламентский контроль. Мы хотим поменять ситуацию», — сообщила по итогам заседания Ольга Тимофеева.

Следующая новость

Состоялась встреча членов группы депутатов Государственной Думы по связям с парламентом Японии с делегацией политической партии «Комэйто»

Читать