logo

В Комитете по образованию и науке состоялось заседание рабочей группы по разработке инициатив, направленных на совершенствование законодательного регулирования трудового воспитания обучающихся.

По словам заместителя председателя Комитета Любови Духаниной, вопрос легитимности общественно-полезного труда был закрыт после принятия закона о волонтерстве.

«Таким образом мы закрыли вопрос о том, может ли человек на территории Российской Федерации осуществлять некую деятельность, связанную с трудовыми усилиями на безвозмездной основе», — сказала Л.Духанина. 

Вопрос правового регулирования труда обучающихся в рамках основных образовательных программ все еще требует решения. Л.Духанина сообщила, что уже подготовлен, но пока официально не внесен проект соответствующих поправок в закон об образовании.

«Наша цель — расширить возможности профориентации, получения базовых практических навыков профессии, приобщения обучающихся к труду и самостоятельной жизни», — сформулировала депутат.

Поправками предложено законодательно закрепить право обучающихся на выбор и право организаций на реализацию соответствующих программ.

Тогда помимо аттестата зрелости школьник сможет получить еще и аттестат слесаря или системного администратора, сообщила Л.Духанина.

«Разумно было бы включить в такую работу не только школы, колледжи, но и предприятия и продвинуться в теме сетевого взаимодействия, — полагает она. — А образовательные организации будут сами выбирать то, подо что у них есть ресурсы».

При этом задача переоборудовать каждую образовательную организацию, по словам депутата, не ставится.

Законопроект важен и нужен, уверена председатель экспертного совета по общему образованию и дополнительному образованию детей при Комитете по образованию и науке, директор Школы имени маршала В.И.Чуйкова Алла Инглези.

По ее словам, в Москве с 2016 года уже реализуется проект «Профессиональное образование без границ», в рамках которого только за прошлый год более тысячи учащихся получили свидетельства о профессии.

Проект рассчитан на учащихся 8-9-х классов. Одновременно с уроками в школе, ребята посещают и занятия в колледже, коорые позволяют приобрести профессию лаборанта химического анализа, оператора беспилотных летательных аппаратов, кондитера или парикмахера. К обучению допускаются и лица с ограниченными возможностями. По окончании предусмотрен квалификационный экзамен.

Такая форма трудового воспитания позволит не только сформировать интерес к профессии, но и выявить необходимые способности, овладеть практическими навыками, получить первый профессиональный опыт, убежден директор колледжа архитектуры, дизайна и реинжениринга №26 Константин Афонин.

Путь в профессию невозможен без предприятия, констатировала главные специалист отдела взаимодействия с организациями строительной индустрии Департамента градостроительной политики города Москвы Лариса Бодрова.

«Колледжи увлеклись специальностями, но забыли о профессиях. Между тем, 80% потребности строительной отрасли — это рабочие», — отметила эксперт.

«У токарей и фрезеровщиков, приходящих после колледжей на предприятия Ростеха, количество брака в первый год работы было 40-45%, — рассказал начальник отдела по реализации молодежных проектов Союза машиностроителей России Илья Гаранин. — Работать руками они не умели».

И тогда на заводе «Салют» была создана базовая кафедра, где ребята осваивали азы профессии прямо на производстве, под руководством опытных наставников. Тем, кто успешно сдавал квалификационный экзамен, гарантировалось первое рабочее место и достойная зарплата.

В ходе обсуждения также затрагивались вопросы оплаты и снижения излишней бюрократической нагрузки на наставников производства.

Эксперты рекомендовали депутатам узаконить новый формат обучения в средней школе, гарантирующий каждому ученику наравне с общим еще и профессиональное обучение.