logo

На дневном пленарном заседании председательствовали Вячеслав Володин и Александр Жуков.

Кворум на начало заседания — 407 депутатов.

В начале заседания состоялись выступления представителей фракций по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам:

 Геннадий Зюганов (КПРФ) отметил «наступление боевого 18-го» года – 100-летия Гражданской войны и образования комсомола, обратил внимание на политическую и экономическую повестку дня: агрессию Америки на внешнем поле и экономические успехи политики её президента внутри страны; динамичное развитие Китая как в области социальной, так и в промышленной политике.

Темпы развития России за последние пять лет, по словам Г.Зюганова, «топчутся на уровне 1%» и другие показатели «провалены с треском», зависимость от иностранного капитала достигает 90%. А бедность в стране, по словам Г.Зюганова, «стала национальной бедой», «полстраны влачит жалкое существование, в то время как олигархи пухнут».

Депутат рекомендовал смотреть передачи Н.Михалкова — «Бесогон-ТВ» и «учиться у фильма «Движение вверх» ставить задачи». По его словам, для обеспечения социально–экономического роста страны фракция подготовила 15 законопроектов по национализации минерально-сырьевой базы, учреждению госмонополии на алкоголь, по социальной политике и ряд других.

Кроме того, Геннадий Зюганов призвал ТВ и информационные службы обеспечить диалог общества и государства.

 

Владимир Жириновский (ЛДПР) в связи с выборами Президента заявил о том, что он как кандидат на пост Президента должен выступать в Госдуме чаще. «В связи с выборами Президента, а я единственный кандидат из депутатов, я должен выступать чаще. Прошу потерпеть до 16 марта, пятницы», — заявил политик, выразив уверенность, что у него «18 марта есть шанс победить на выборах, а не кандидату от КПРФ».

В.Жириновский также представил свое видение на создание Красной Армии и другие события 100-летней давности, а также высказался по актуальной политической повестке дня, выступив с критикой ряда кандидатов на выборы Президента России. В частности, Г.Явлинский, выступающий против русских людей Донбасса, по мнению Владимира Жириновского, не может быть избран.

 

Сергей Неверов (ЕР) сделал акцент на законодательной работе, «которую, в первую очередь ждут люди» от депутатов: социальной политике, направленной на безопасность материнства и детства, отдых детей в лагерях; обратил внимание на значимость парламентского контроля, в частности, в области долевого строительства, защиты прав дольщиков и жилищного кредитования для семей с детьми. Также среди приоритетных законопроектов фракции на весеннюю сессию он назвал правовые основы для развития цифровой экономики, государственно-частного партнерства и другие. Особое внимание, по его словам, фракция будет уделять исполнению бюджета и посевной кампании.

В частности, Сергей Неверов выделил в качестве одного из приоритетных для фракции законопроектов документ, касающийся повышения уровня безопасности детей в детских оздоровительных лагерях. Его фракция предлагает рассмотреть в рамках весенней сессии.

«Должен быть разработан и создан типовой договор по оказанию услуг по организации отдыха и оздоровления детей. Все обращения родителей в региональные ответственные органы власти, ответы на них должны выкладываться в Интернете, что позволит родителям на основе отзывов сделать вывод о том, стоит ли покупать путевку своему ребенку в это место или отправлять в этот поход, или нет», — заявил С.Неверов.

Он подчеркнул, что особое внимание депутаты «Единой России» намерены уделить реализации норм, которые были приняты ранее и вступили в силу с 1 января 2018 года, а также исполнению бюджета. «Это вопросы индексации социальных выплат и заработных плат; с 1 января 2018 года МРОТ увеличен до 85% от величины прожиточного минимума, — пояснил С.Неверов. – Новый год положил начало 10-летию детства, объявленному Президентом Владимиром Путиным. Мы приняли важнейшие меры, касающиеся продления программы материнского капитала с расширенными возможностями его применения, а также материальной поддержки семей с невысокими доходами, где ожидается появление первого ребенка. И в части, как раз, адресности и своевременности доведения средств до семей, применения норм на местах важно держать обратную связь с избирателями, как они применяются».

Помимо этого, Неверов заявил о важности принятия поправок к закону о долевом строительстве во исполнение поручения Президента. «Нормы законопроекта предполагают, что Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства получает право контроля финансового состояния застройщиков, соблюдения ими законодательных норм», — отметил руководитель фракции. Особое внимание С.Неверов уделил необходимости разработки и принятия нормативно-правового регулирования цифровой экономики, вопросов «взаимоотношения робота и человека».

Завершая выступление, руководитель фракции выделил еще один приоритетный законопроект, которым предлагается снять с граждан бремя доказывания отсутствия задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, что требуется сейчас для получения субсидий.

В заключение Сергей Неверов призвал своих коллег из других фракций сосредоточиться, в первую очередь, на реальной работе, «а не уходить по традиции в предвыборный популизм, внося непродуманные, непроработанные и неисполнимые законопроекты».

 

Олег Нилов (СР) отметил, что в условиях внешнеполитического давления, при выборах Президента России, придется выбирать и Верховного главнокомандующего, в связи с чем, обратил внимание на несоответствие ряда потенциальных кандидатов этому параметру.

Депутат предложил 18 марта «узаконить в календаре», и вместе с выборами Президента предоставить гражданам право проводить референдумы различного уровня в этот день.

Кроме того, Олег Нилов предложил обсудить на пленарном заседании формат работы нового Парламентского телевидения и утвердить его специальным постановлением, а также выступил с критикой подходов к прессе, не отражающихся в полном объеме в СМИ. Предложил Парламентскому ТВ их показывать полностью, чтобы позиция каждой фракции отражалась, а также настаивал на проведении заявлений от фракций в начале утреннего пленарного заседания.

 

 Затем депутаты вернулись к рассмотрению законопроектов первого чтения:

 Завершили начатое на утреннем пленарном заседании рассмотрение проекта федерального закона №276436-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» в части совершенствования залога земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации«.

При обсуждении законопроекта, считая его важным, Николай Харитонов (КПРФ) подчеркнул, что в документе заложен механизм, исключающий крестьянина и его интересы, а дающий все права банкам без суда и следствия изымать земельные участки – фракция не будет голосовать.

Владимир Сысоев (ЛДПР) повторил вопросы, на которые замминистра сельского хозяйства Российской Федерации Иван Лебедев не смог ответить, отметив, что законопроект «жестко упрощает и лоббирует интересы банков» — фракция проголосует «против», так как документ приведет к «разбазариванию сельхозземель».

Олег Нилов (СР), назвал законопроект «подставой», по его словам, Правительство не правильно поняло задачи, поставленные Президентом. «Фракция будет голосовать категорически против», — заявил О.Нилов.

Полномочный представитель Президента в Государственной Думе Гарри Минх, указал, что «в законопроекте есть недостатки, но без принятия в первом чтении, его доработка невозможна». Полномочный представитель Правительства Александр Синенко поддержал эту позицию и попросил депутатов о корректности формулировок.

Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин, в свою очередь, обращаясь к замминистра сельского хозяйства поинтересовался — обсуждался ли законопроект на фракциях, выяснилось, что не рассматривался.

От комитета — соисполнителя (по аграрным вопросам) Владимир Плотников сказал, что на Комитете «шло такое же бурное обсуждение», но Комитет поддержал его принятие в первом чтении с замечаниями.

От ответственного Комитета по природными ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев сообщил о формировании рабочей группы по земельным вопросам и пригласил депутатов принять участие в её работе, а также предложил перенести рассмотрение законопроекта на пятницу, 12 января, вместе с проектом Постановления по данному вопросу.

При обсуждении законопроекта: Вячеслав Володин поддержал перенесение рассмотрения законопроекта, предлагая Комитету по аграрным вопросам «включиться» в эту работу; Николай Коломейцев предложил перенести рассмотрение на более поздний срок, проведя детальное обсуждение; Геннадий Кулик, заявил, что законопроект должен работать в интересах сельского хозяйства, а не банков.

В результате дискуссии принято решение – перенести рассмотрение законопроекта в первом чтении на 12 января.

№269940-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части установления дополнительных гарантий граждан при получении государственных и муниципальных услуг«.

Свою законодательную инициативу представила депутат Государственной Думы Ирина Яровая, обратив внимание на важные новеллы документа: сокращение сроков предоставления гражданам информации, устранения ошибок, принесение письменных извинений предпринимателям и гражданам в случае нарушений при оказании госуслуг, отметила, что данный комплексный подход заложен и в программе партии «Единая Россия».

«Мы принципиально меняем систему: теперь главным субъектом становится не государственный орган и МФЦ, которым делегированы широкие полномочия, а гражданин и юридическое лицо (предприниматели), которым предоставлено право в установленный законом срок получить безусловное исполнения законно заявленных требований», — заявила Ирина Яровая, подчеркнув, что в 2016 году через МФЦ граждане РФ получили 93 млн государственных услуг. — «Законопроект охватывает широкие интересы граждан и юридических лиц во всех регионах России».

«По новому закону многократный возврат документов станет невозможен. Возврат документов будет допустим только один раз для устранения конкретных замечаний. Случаи повторного возвращения документов по ранее не указанным замечаниям исключены полностью. Повторный возврат  допускается только тогда, когда имело место изменение требований закона, либо когда выявлена ошибка или противоправное действие должностного лица. Это означает безусловную ответственность должностного лица в случае повторного возврата документов. В случае ошибки — дисциплинарная, при противоправном деянии — иные формы, вплоть до уголовной. Дисциплинарные формы ответственности по общему правилу для сотрудника МФЦ — выговор или увольнение, для госслужащего – замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии или увольнение, в зависимости от характера дисциплинарного проступка», — пояснила И.Яровая. — «При этом возврат гражданину или юридическому лицу заявки и документов по новым основаниям при выявлении ошибки должностного лица, должен подтверждаться актом руководителя, вручаемым одновременно с возвращением документов. Это качественно новый подход, имеющий серьёзное дисциплинирующее значение и упреждение злоупотреблений».

Законопроектом также сокращается срок рассмотрения жалобы на действие должностного лица с 15 дней до 10 дней; в случае, когда гражданин обжаловал отказ или исправление допущенных опечаток, ошибок или нарушение сроков рассмотрения – с 5 дней до 3 дней. Так, у гражданина появляется возможность получить ответ менее, чем за неделю».

Ирина Яровая также отметила, что это серьезная и реальная мера противодействия коррупции. «Особенно это касается вопросов с оформлением регистрации прав, кадастрового учета, в том числе права собственности, права на землю, права на строительство и других прав, когда бесконечный возврат документов может привести, в том числе, к уничтожению бизнеса, созданию неблагоприятных условий для предпринимательства и добросовестного конкурентного развития, негативно повлиять на жизненную ситуации для гражданина. С принятием закона это будет невозможно», — сказала она.

«Наша задача через регламентные процедурные нормы обеспечить максимальную прозрачность, ответственность и безусловность удовлетворения запроса и оказания услуг гражданину и юридическому лицу, когда сама процедура делает заведомо невозможным злоупотребление. Этот тот идеальный вариант, к которому мы стремимся  в реализации полномочий от имени государства для граждан России. Это то, что мы заявляли в программе партии «Единая Россия» и последовательно реализуем», — заключила заместитель Председателя Государственной Думы.

В содокладе от Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Игорь Сапко, поддерживая данный законопроект, указал на формирование «полноценного законодательного поля» при предоставлении государственных и муниципальных услуг гражданам и предпринимателям.

В обсуждении участвовали: Тамара Плетнева, Дмитрий Савельев, Леонид Черкесов и другие. Депутаты отмечали, что данный законопроект является дополнением, принятых в 2017 году законопроектов, направленных на совершенствование работы МФЦ по предоставлению государственных и муниципальных услуг.

Законопроект принят в первом чтении, «за» — 392.

№157778-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации«.

В части признания информационных систем объектами соглашения доклад представил депутат Государственной Думы Николай Николаев, отметив роль госзакупок и значимость обеспечения прозрачности процедур их проведения, а также дав разъяснения по новеллам законопроекта.

Документ разработан группой депутатов во исполнение поручения Президента России №2346 об утверждении программы «Цифровая экономика», предусматривающей создание правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития в России цифровых технологий, а также для обеспечения реализации проектов в области развития государственных информационных систем (ГИС) и повышения качества объектов IT-инфраструктуры.

По словам Н.Николаева, признание IT -систем объектами ГЧП значительно ускорит темпы информатизации и цифровизации страны, сделает многие рынки более прозрачными и улучшит качество конкуренции на них.

По мнению авторов законопроекта, установление возможности заключать соглашения о государственно-частном партнерстве, в том числе концессии, в отношении объектов информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) позволит привлечь частные инвестиции и новые технологии в развитие ГИС и IT -инфраструктуры, что, в свою очередь, обеспечит экономию средств бюджетов разных уровней.

В случае создания объекта по модели ГЧП затраты на создание, модернизацию или эксплуатацию IТ-системы могут взять на себя компании IТ-рынка, при этом договором предусматривается возможность коммерциализации исполнителем созданного или модернизированного им продукта, например, за счет дополнительных функций, повышающих комфортность пользования сервисом.

Документ относит к объектам соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве, концессионного соглашения программы для ЭВМ, базы данных, центры обработки данных, государственные информационные системы или их совокупность. Включение этих объектов в действующее законодательство о ГЧП даст определенный толчок для развития информационных технологий, прежде всего, для государства, считает Н. Николаев.

«Мы понимаем, что всегда сфера информации является тонкой материей, которая связана с обработкой информации ограниченного доступа, в том числе гостайны, персональных данных и служебной информации. В этой связи законопроектом предусмотрен запрет на участие иностранных компаний и им подконтрольных компаний в качестве частных партнеров в таких проектах», — пояснил докладчик.

«Помимо этого, законопроект сближает условия ГЧП и концессионных соглашений. Мы предлагаем ввести в концессии процедуру преимущества по сравнению с государственной закупкой, — разъяснил Н.Николаев. — Также законопроектом мы повышаем оперативность принятия решения о заключении концессионного соглашения, так как передаем право принятия такого решения от органов госвласти субъекта или местного самоуправления к высшему исполнительному органу власти и главе муниципалитета».

От Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Михаил Бугера заявил о поддержке данной законодательной инициативы, отметив имеющиеся у комитета замечания.

В обсуждении участвовали: Данил Шилков, Дмитрий Савельев, Андрей Свинцов, Николай Осадчий, Олег Нилов и другие. Депутаты интересовались «коррупционной емкостью» при осуществлении данных концессий. Отвечая на вопросы, Николай Николаев акцентировал внимание на направленности законопроекта, на обеспечении прозрачности при заключении концессионных соглашений, в том числе и при потенциальной передаче, например, сайта Государственной Думы ГЧП.

Концепцию законопроекта не поддержали: Андрей Свинцов (ЛДПР), считающий, что подобные Сколково и Роснано инициативы нуждаются в контроле использования государственных средств, предостерег от «поголовного создания ГЧП муниципалитетами и управами»; говоря о необходимости тщательной доработки законопроекта, Владимир Сысоев предостерег от репутационных и информационных рисков со стороны частных партнеров.

С поддержкой инициативы выступил Дмитрий Сазонов (ЕР), напомнив о своевременности принятия решений, о которых говорил Президент России Владимир Путин на недавнем съезде партии «Единая Россия»

Законопроект принят в первом чтении, «за» — 330.

Приоритетный законопроект фракции КПРФ — №1046437-6 «О государственной социальной помощи лицам, находящимся за чертой бедности» — представил депутат Государственной Думы Валерий Рашкин, напоминая о пикетах работников Вим- и Когалым-авиа, падении уровня жизни граждан и других примерах.

Законопроектом предлагается определить меры государственной социальной помощи лицам, оказавшимся за чертой бедности, в условиях экономического кризиса в Российской Федерации.

Под лицами, находящимися за чертой бедности, авторы законопроекта понимают лица, доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного для основных социально-демографических групп населения в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», и умноженного на коэффициент 1,3.

Государственную социальную помощь, по предложению авторов, должны будут оказывать в виде ежемесячной социальной выплаты, осуществляемой за счет средств федерального бюджета, в форме безналичного перечисления средств на специальный социальный счет гражданина, имеющего право на данный вид помощи. Средства ежемесячной социальной выплаты могут расходоваться с помощью электронной расчетной карты на приобретение продуктов питания, непродовольственных товаров, лекарственных препаратов, медицинских изделий, оплату услуг, состав и перечни которых определит Правительством России. 

Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту на его реализацию  ежемесячно из  средств федерального  бюджета дополнительно потребуется  около 156 млрд рублей. В связи с дефицитом федерального бюджета реализация законопроекта потребует внесения изменений в бюджетную политику Российской Федерации. 

От Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Татьяна Сапрыкина рекомендовала Государственной Думе отклонить проект федерального закона в первом чтении.

На законопроект поступили отзывы из 20 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации: 8 – поддерживают, 3 – замечаний не имеют, 9 – не поддерживают. Из высших исполнительных органов государственной власти субъектов  Российской  Федерации поступило 38 отзывов: 3 – поддерживают, 5 – замечаний не имеют, 30 – не поддерживают. Комитет Совета Федерации по социальной политике и Правительство Российской Федерации не поддерживают законопроект, Правовое управление Аппарата Государственной Думы имеет замечания к законопроекту в части разграничения полномочий.

В обсуждении участвовали: Сергей Маринин, Андрей Альшевских, Олег Смолин, Тамара Плетнева, Алексей Куринный. Депутаты уточняли, в какие нормативно-правовые акты необходимо будет внести изменения в случае принятия закона, и интересовались источниками пополнения бюджета.

Рассмотрение законопроекта будет продолжено на вечернем пленарном заседании.