logo

На дневном пленарном заседании председательствовали Сергей Нарышкин и Иван Мельников.

В рамках «правительственного часа» депутаты рассмотрели информацию Министра транспорта Российской Федерации Максима Соколова, кратко подведшего итоги работы за минувший год. По его словам, «2015 год был для транспортного комплекса непростым годом, однако команда транспортников сделала всё возможное, чтобы обеспечить устойчивую работу всех видов транспорта, дорожного хозяйства, а также их целенаправленное развитие».

«Транспорт является одним из важнейших элементов экономической и социальной стабильности в стране», — отметил министр, перечислив, что доля транспорта в валовом внутреннем продукте превысила 5%, инвестиции в основной капитал составили почти 10% от общего объема инвестиций в экономику, количество занятых в отрасли – около 6% от всех занятых в стране, экспорт транспортных услуг составил около трети от общего объема, превысив 14 млрд долл США, среднемесячная зарплата работников крупных и средних предприятий отрасли составила 42 тыс. рублей.

Дорожное хозяйство. Несмотря на сокращение до 180 млрд рублей расходов на строительство и реконструкцию федеральных автомобильных дорог, было введено более 420 км дорог, завершена реконструкция 12 мостов, построено 260 км линий электроосвещения, 55 км барьерных ограждений, введено в эксплуатацию после ремонта и капремонта около 9 тыс. км федеральных автомобильных дорог.

Введение в 2015 году системы взимания платы за счет вреда, причиняемого транспортными средствами массой свыше 12 тонн, по мнению министра, — «это первый шаг к переходу на цивилизованный современный принцип эксплуатации транспортной инфраструктуры «пользователь платит» и к оптимизированию грузоперевозок». Так, по его словам, в системе «Платон», работающей в штатном режиме, зарегистрировано более 600 тысяч пользователей, собрано более 6 млрд рублей в федеральный бюджет.

Наряду с этим докладчик отметил, что в минувшем году около 150 млрд рублей межбюджетных трансфертов было направлено в регионы, на 2,5 раза больше, чем в 2014 году. Но, по его словам, порядка 18 областей «не в полном объеме используют средства, собранные в региональные дорожные фонды», более того, «выводят эти деньги из региональных, муниципальных дорожных фондов».

Среди успешных региональных проектов министр отметил мост через Енисей, мостовые переходы через Волгу в Балаково Саратовской области и реку Надым в ЯНАО. За счет субсидий из федерального бюджета были построены и реконструированы подъезды с твердым покрытием к 176 сельским населенным пунктам. Знаковым событием для всей страны он назвал начало работ по строительству транспортного перехода через Керченский пролив. За год завершено строительство первого рабочего моста длиной 1200 м.

Авиатранспорт. Говоря о перевозках пассажиров в 2014 – 2015 годах, М.Соколов назвал их рекордными за всю историю российской гражданской авиации: ежегодно перевозилось более 90 млн человек. Даже из-за закрытия воздушного сообщения с Украиной, Турцией и Египтом объем перевозок сократился всего на 1%. После ухода с рынка второго по величине авиаперевозчика «Трансаэро» обязательства перед 2 миллионами его пассажиров были полностью выполнены. Всего на внутренних воздушных линиях в прошлом году было перевезено 52 миллиона пассажиров.

Снизилась ставка НДС на внутренние перевозки с 18% до 10%, а принятие закона о невозвратных тарифах, по его убеждению, «создало предпосылки к появлению низкобюджетного перевозчика – авиакомпании «Победа»», тарифы которой в минувшем году были на 60% ниже, чем у других авиакомпаний.

Строятся, по словам министра, новые аэропорты и реконструируются аэродромные комплексы, причем некоторые без привлечения бюджетных средств, в труднодоступных северных территориях реализуется программа субсидирования семи федеральных казенных предприятий, включающих в себя 66 региональных и местных аэропортов, а также 15 посадочных площадок.

Железнодорожный транспорт. Несмотря на неблагоприятную, по словам М.Соколова, экономическую обстановку, по итогам 2015 года объем перевозок грузов составил более 1 млрд 200 млн тонн, как и в 2014 году, на почти 5 тыс. км железных дорог выполнен капремонт или проведена реконструкция, в рамках модернизации БАМа и Транссиба ведутся работы более чем на 480 объектах и по 380 выполняются изыскательские работы, ускоренными темпами идет реконструкция Малого кольца Московской железной дороги, продолжается строительство вторых путей от Волгограда до Краснодара и железнодорожных подходов к Керченскому мосту с таманской и крымской стороны, подписан меморандум с китайскими партнерами о строительстве высокоскоростной магистрали Москва – Казань.

По пригородным железнодорожным перевозкам, составляющим 90% от объема всех пассажиров ЖД-транспорта, поддержка регионам из федерального бюджета составила 42 млн рублей.

Морские порты. Объем перевалки грузов за отчетный период в морских портах составил 680 млн тонн – на 6% больше, чем в 2014 году. Минтранс продолжалась работа по реконструкции в морских портах Мурманск, Сабетта, Калининград, Большой порт Санкт-Петербург, Усть-Луга и других. Объем перевозок через порты и пункты акватории Северного морского пути в прошлом году составил около 5,5 млн тонн грузов. По словам министра, продолжается обновление ледокольного флота, в минувшем году он пополнился двумя ледоколами нового поколения «Владивосток» и «Мурманск».

Особо руководитель Минтранса отметил проектный подход к вопросам комплексного развития транспортной инфраструктуры в развитии Санкт-Петербургского и Московского транспортного узлов, в открытии нового Свияжского мультимодального логистического комплекса в Республике Татарстан.

Затронул докладчик и вопросы комплексной транспортной безопасности в связи с растущими транспортными потоками и недавними авариями, проинформировал депутатов, что «в министерстве создана и функционирует единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности, продолжается работа по категорированию, утверждению оценок уязвимости и планов обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств». Обратил внимание на комплекс мер государственного регулирования – 18 подписанных за год законов в сфере транспорта. Отметил систему реагирования «ГЛОНАСС». Поблагодарил депутатов за сотрудничество и вкратце рассказал о планах Министерства транспорта на 2016 год.

Мнение контрольного органа о работе Министерства транспорта представил аудитор Счетной палаты Российской Федерации Валерий Богомолов.

Аудитор заявил, что «при всех хороших результатах», по мнению Счетной палаты, Минтрансу и подведомственным агентствам «все же необходимо принять более действенные меры по эффективному использованию бюджетных ассигнований, направляемых на содержание и развитие транспортной инфраструктуры».

Так, за минувший год подведомственными агентствами не использовано 33,8 млрд рублей из выделенных бюджетом 969 млрд рублей. Наибольшие суммы неиспользованных ассигнований: в Росавиации – 15,9 млрд рублей, в Росавтодоре – 13,5 млрд рублей, в Росжелдоре – 3,1 млрд рублей. Более того, регионы не только поздно, в конце 4 квартала, получили субсидии, но и лишь 62% от необходимого объема.

Плохо, по словам аудитора, обстоят дела по федеральным целевым программам устойчивого развития сельских территорий и развития Калининградской области, где требуется 89% и 100% соответственно софинансирования.

Большей критике аудитора подверглась деятельность Росжелдора и Росавтодора. Критике подверг аудитор и высокие доходы посредников, «не ведущих никаких строительных работ».

Для реализации инвестпроектов бюджетные средства, по его словам, также используются не в полном объеме, например, в Росжелдоре имеются остатки бюджетных инвестиций еще с 2013 года. Недостаточна и «взаимоувязка» инвестиционных проектов, а по ряду объектов отсутствует даже проектная документация.

Кроме того, Минтрансу и подведомственным учреждениям, Счетная палата, рекомендует принять эффективные меры для «недопущения роста, а также снижения объемов незавершенного строительства и дебиторской задолженности».

Вопросы докладчику задали: Николай Коломейцев (КПРФ) о растущих тарифах на пригородное сообщение и предложении вернуть под контроль государства пригородные перевозки, а также взять под контроль Минтранса крымские порты; Владимир Сысоев (ЛДПР) об идее выпуска национальных облигаций; Илья Костунов (ЕР) о приоритетах поддержки строительства региональных дорог и мостов; Олег Нилов (СР) о направлении всех штрафов, собираемых в России, и сборов от парковки в дорожный фонд и предложении об отмене транспортного налога; Денис Вороненков (КПРФ) о неудовлетворительном состоянии дорог в Нижегородской области и капитальном ремонте одного из аварийных мостов; Сергей Катасонов (ЛДПР) спросил о причинах неиспользования кросс-полярных авиа-маршрутов и азиатских транспортных путей; Виктор Малашенко (ЕР) о росте авиационных тарифов в 2015 году и перспективах их снижения; Михаил Сердюк (СР) о «раздроблении щебеночной мафии» и «генералов песчаных карьеров»; Николай Сапожников (КПРФ), не согласившись с «бодрым рапортом» министра, поинтересовался, как связано со стратегией транспортной безопасности то, что за 2015 год построено всего 55 км дорожных разделительных ограждений на федеральных трассах; Кирилл Черкасов (ЛДПР) о транспортировке сельхозпродукции и транспортных тахографах; Владимир Афонский (ЕР) о переводе Крымской ЖД на федеральный уровень; Ольга Красильникова (СР) о навязывании услуг перевозчикам вокзалами и сроках введения в действие нормативно-правовой документации.

От фракций выступили:

Андрей Андреев (КПРФ) согласился с рядом положений отчета министра, говорил о проблемах железнодорожного пригородного пассажирского сообщения, сокращении межмуниципального сообщения, поднял вопрос необоснованно дорогих авиабилетов и большого количества сборов с автоперевозчиков, а также состояния дорог и необходимости проведения ремонта автодорог не зимой и осенью, а летом, затронул «противоречивое реформирование и слияние транспортных вузов» и, наконец, пожелал Минтрансу успехов в открытии моста в Крым.

Александр Старовойтов (ЛДПР) напомнил о предложении фракции, «что в России должна быть транспортная экономика», сказал, что министру «достался один сложных участков работы» и предложил установить контроль над тем как функционирует транспорт для граждан, поднял вопрос о низких заработных платах работников транспортной отрасли, выступил против создания единого транспортного вуза и ночных авиа-коридоров.

Евгений Москвичев (ЕР) заявил, что «в деятельности Минтранса за полтора года сделано достаточно много» — успешно развивается инфраструктура железных дорог, увеличивается мощность портов. Депутат предложил всем регионам иметь программу по развитию железнодорожных перевозок и выразил желание фракции работать и помогать ведомству по всем направлениям, в частности, по нулевому НДС на дальних перевозках.

Михаил Брячак (СР) отметил положительную динамику в развитии транспортного комплекса страны, высказался по широкому кругу вопросов, касающихся организации портов, конкурентной среды на транспорте, говоря о крымской теме, предложил создать Крыму собственную авиакомпанию и построить скоростную автомагистраль на полуостров.

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о