logo

На рассмотрение Государственной Думы поступил проект федерального закона № 26653-7 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования рентных отношений».

Законопроект разработан Правительством во исполнение поручений Президента России по совершенствованию правового регулирования рентных отношений и разработки механизмов государственного контроля в этой сфере в целях защиты прав граждан пожилого возраста.

Учитывая, что правила о государственной регистрации ряда сделок с недвижимым имуществом, в том числе содержащиеся в статье 584 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК), не подлежат применению к договорам, заключенным после 1 марта 2013 года, законопроектом предлагается исключить из данной статьи указание на необходимость государственной регистрации договора, предусматривающего отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты.

Вместе с тем по ГК в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. В соответствии с этим правилом, а также для обеспечения всеобщего доступа к сведениям об обременении рентой недвижимого имущества предлагается дополнить статью 586 ГК нормой о государственной регистрации с включением в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество сведений о виде ренты (постоянная рента, пожизненная рента, пожизненное содержание с иждивением) и о сроках (периодичности) ее выплаты.

Для защиты прав получателей пожизненной ренты и исключения злоупотреблений при реализации договоров, предусматривающих отчуждение имущества за символическую плату, законопроектом предлагается закрепить правило о том, что плата за передачу имущества в собственность плательщика ренты должна составлять не менее 20% от кадастровой стоимости имущества, а в случае ее отсутствия — рыночной стоимости такого имущества, определенной независимым оценщиком. Размер платы обусловлен средним размером первоначального взноса по ипотечным программам в кредитных организациях.

Также законопроектом приводится в соответствие минимальная стоимость объема пожизненного содержания в месяц по договору пожизненного содержания с иждивением, предусматривающим бесплатное отчуждение имущества. Данное изменение связано с тем, что для многих участников рентных правоотношений установленная минимальная стоимость объема пожизненного содержания в месяц по договору пожизненного содержания с иждивением представляется завышенной и непосильной, в связи с этим сторонами договоров принимались меры по обходу закона.

Для предоставления возможности заключения договора пожизненного содержания с иждивением, допускающего содержание с иждивением в натуральной форме и в форме периодических платежей, законопроектом также вносится изменение в ГК. Так, в договоре пожизненного содержания с иждивением должна быть определена ежемесячная стоимость объема пожизненного содержания. Устанавливается, что она не может быть меньше прожиточного минимума, установленного в субъекте Федерации по месту нахождения имущества — предмета договора ренты с иждивением, а при отсутствии в субъекте указанной величины — не менее прожиточного минимума в Российской Федерации.

Кроме того, законопроектом вводится ограничение, предусматривающее, что плательщиками ренты по договору пожизненного содержания с иждивением могут быть только физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели и некоммерческие организации (НКО). Данное изменение в Правительстве объясняют отсутствием возможности обеспечить необходимый контроль за деятельностью коммерческих организаций в данной сфере.

Контроль за соблюдением НКО требований законодательства и государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами. Минюст России и его должностные лица имеют право: запрашивать у НКО их распорядительные документы; получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности НКО у органов государственной статистики, налоговых органов и иных, а также у кредитных и финансовых организаций; направлять своих представителей для участия в проводимых НКО мероприятиях; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; выносить письменное предупреждение с указанием нарушения и срока его устранения.

При неоднократном непредставлении НКО в установленный срок сведений, предусмотренных Федеральным законом, Минюст России вправе обратиться в суд с заявлением о её ликвидации. Таким образом, уверены в Правительстве, «осуществление контроля за деятельностью некоммерческих организаций в сфере рентных отношений позволит обеспечить больший уровень защиты прав граждан старшего поколения».

В пояснительной записке указывается, что положения законопроекта не будут распространяться на договоры, заключенные до его вступления в силу, что документ соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Его принятие не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации или принятия других федеральных законов, вместе с тем в течение 6 месяцев потребуется внести изменения в ряд нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти.