logo

На заседании Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений был рассмотрен проект федерального закона №274618-7 «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

Согласно законопроекту, финансирование подпрограммы «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», входящей в состав Государственной программы «Социальная поддержка граждан» и направленной на создание условий для повышения эффективности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО), в 2018 году составит 391,3 млн рублей, что на 43% ниже, чем в 2017 году – 896,2 млн рублей и ниже планового показателя, установленного на 2018 год Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 года» (398,7 млн рублей).

Председатель Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов подчеркнул, что уменьшение финансирования указанной подпрограммы не соответствует  государственной политике, направленной на максимально возможное использование позитивного потенциала СО НКО в социально значимых областях общественной жизни, связанных с глобальной задачей сохранения и развития институтов гражданского общества.

Об особенностях механизма предоставления субсидий СО НКО по государственным программам «Социальная поддержка граждан» и «Доступная среда» дал пояснения первый заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Алексей Вовченко.

Создание условий для повышения эффективности деятельности СО НКО осуществляется также в рамках финансового обеспечения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», которым предписывается «предусмотреть начиная с 2013 года меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».

Распределение грантов, начиная с 2017 года, осуществляет Фонд Президентских грантов, генеральный директор которого Илья Чукалин детально проинформировал членов Комитета о конкурсном отборе проектов НКО на получение финансирования. По мнению И.Чукалина, в 2018 году целесообразно сохранить установленный на 2017 год общий размер выделяемых НКО грантов, чтобы таким образом поддержать тенденцию возрастания активности НКО в таких социальных сферах, как здравоохранение, образование и наука, социальная поддержка.

В то же время, согласно правительственному законопроекту, финансовое обеспечение реализации данного положения Указа в 2018 году составит 4 105,9 млн рублей, в то время как в 2017 году объем финансирования составит 7 016,8 млн рублей Таким образом, финансирование предусмотрено сократить на 2 910,9 млн рублей, то есть на 41,5% в связи с выделением в 2017 году дополнительных ассигнований неправительственным НКО, участвующим в развитии институтов гражданского общества.

Члены Комитета единогласно высказались против планируемого в 2018 году сокращения основного источника финансирования СО НКО на федеральном уровне в рамках Президентских грантов, а также против сокращения финансирования подпрограммы «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных НКО».

Комитет считает недостаточным финансирование основного мероприятия «Создание, развитие и функционирование государственной системы миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения  документов, удостоверяющих личность», входящего в состав подпрограммы «Информационное государство» Государственной программы «Информационное общество», запланированного в 2018 году в размере 6 053,2 млн рублей, что меньше примерно на 5% планового показателя на 2018 год по действующему Закону о федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2019 и 2019 годов.

Председатель Комитета Сергей Гаврилов отметил, что увеличение финансирования формирования государственной системы миграционного и регистрационного учета необходимо, поскольку функционирование данной системы направлено на обеспечение безопасности государства, борьбу с терроризмом и преступностью в сфере незаконной миграции.

Финансирование, направленное на реализацию мер по совершенствованию миграционной политики в части привлечения в Россию соотечественников, в первую очередь высококвалифицированных кадров в сфере преподавательской и научной деятельности, в 2018 году планируется в размере  2 085,2 млн рублей, в то время как в 2017 году составит 2 236,2 млн рублей, что также недостаточно с учетом того, что программа охватывает более 60 регионов страны.

В ходе заседания были рассмотрены вопросы финансирования Государственной программы «Реализация государственной национальной политики», в которую входят, в частности, подпрограммы «Государственно-общественное партнерство в сфере государственной национальной политики Российской Федерации» и «Профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве». Финансовое обеспечение первой из указанных подпрограмм составит в 2018 году 1 346,3 млн рублей, что ниже показателя 2017 года – 1 856,5 млн рублей, но выше показателя, утвержденного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» — 1 121,2 млн рублей. Финансовое обеспечение второй — составит в 2018 году 385,1 млн рублей, что выше показателя 2017 года – 314,6 млн рублей и выше показателя, утвержденного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» — 314,6 млн рублей.

Члены Комитета поддержали положения законопроекта об увеличении финансирования мероприятий по реконструкции ряда объектов культурного наследия, являющихся имуществом религиозного назначения, в том числе, по проектированию и реконструкции наружных инженерных сетей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московской Духовной Академии, на 305,5 млн рублей.

По итогам заседания Комитет рекомендовал Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона № 274618-7 «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» с учетом необходимости увеличения в 2018 году финансовой поддержки из средств федерального бюджета социально ориентированных некоммерческих организаций, как минимум, до уровня 2017 года, а также увеличения финансирования развития и функционирования государственной системы миграционного и регистрационного учета и программы переселения в Российскую Федерацию соотечественников, в первую очередь из числа высококвалифицированных специалистов.