logo

Депутаты Ярослав Нилов, Алексей Диденко, Александр Шерин и Сергей Иванов выступили с законодательной инициативой № 54735-7 «О внесении изменений в статьи 14 и 35 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».

В случае принятия закон, существенно упрощающий принятие российского гражданства для этнических русских, вступит в силу по истечении девяноста дней со дня его официального опубликования и не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета.

Свою законодательную инициативу депутаты объясняют обострением политической ситуации на Украине, развязанной националистами и продолжающейся на протяжении последних двух лет гражданской войной.

«Националистические украинские движения воюют с русскоязычным населением, заявляют о необходимости лишать украинского гражданства жителей русского происхождения. В сложившихся обстоятельствах права и свободы русского населения оказываются ущемлены (право на родной язык, право на получение образования на родном языке, политические права). Между тем, на Украине проживает более 10 миллионов этнических русских», — указывают в пояснительной записке к законопроекту депутаты и предлагают «предпринять реальные меры по защите русского населения, предоставив им возможность беспрепятственного въезда в Россию и получения российского гражданства в кратчайшие сроки».

Законопроектом предлагается внести изменение в действующее законодательство в части установления упрощенного порядка приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, если национальность хотя бы одного из родителей в акте о рождении указана как русский. Иностранные граждане и лица без гражданства могут подтвердить принадлежность к русской национальности иными свидетельствами. При этом для таких лиц не требуется соблюдение условий о непрерывном проживании на территории России в течение 5 лет и предоставления вида на жительство, подтверждения законного источника средств к существованию, сдачи экзамена на определение уровня знаний русского языка.

Вместе с тем, потребуется начать процедуру отказа от имеющегося гражданства (но не предоставлять справку о выходе из гражданства), за исключением случаев, когда международным договором урегулирован вопрос двойного гражданства.

Согласно редакции законопроекта, решение о приеме в гражданство будет осуществляться в течение трех месяцев со дня подачи соответствующего заявления.

Депутаты также отмечают, что по сложившейся практике, приобретение гражданства затягивается на неопределенное время из-за процедуры отказа от имеющегося гражданства, или вовсе остается неразрешимой, так как полномочные органы Украины не оформляют выход из гражданства жителям юго-восточных областей. Соотечественники вынуждены наравне с мигрантами из дальнего зарубежья проходить многоступенчатый путь к российскому гражданству.

За 2015 год российское гражданство приобрели только 1 624 соотечественника, как носители русского языка, за первое полугодие 2016 года — 1 390. По мнению авторов законопроекта, доля лиц, приобретших гражданство России в связи с признанием их носителями русского языка, среди лиц, приобретших гражданство по иным основаниям, слишком мала — около 1,5%. Таким образом, для большинства соотечественников, введенная процедура приобретения гражданства практически неосуществима.

«С целью преодоления сложности при приобретении российского гражданства этнически русскими лицами, вводится еще одна форма упрощенного приема в гражданство Российской Федерации. Представляется, что в первую очередь, вводимым упрощенным порядком воспользуются лица, русские по национальности, проживающие на Украине и в других бывших советских республиках», — подчеркивают депутаты, отмечая, «что законодательство некоторых иностранных государств, например, Израиля или Венгрии, предоставляет возможность евреям или этническим венграм приобрести соответствующее гражданство».

Принятие проекта федерального закона, по мнению депутатов, «позволит упростить порядок приема в гражданство Российской Федерации иностранных лиц и лиц без гражданства, русских, наших соотечественников, проживающих в государствах, входивших в состав СССР».

Принятие Федерального закона потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты Российской Федерации: Указ Президента России от 14 ноября 2002 года № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» и Приказ ФМС России от 19 марта 2008 года № 64 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 9 апреля 2008 года, № 11493).

Следующая новость

Комитет Государственной Думы по общественным объединениям и религиозным организациям переименован в Комитет по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений

Читать